понедельник, 19 августа 2013 г.

Обновленные Нормы расхода топлива: популярно для бухгалтера


«Позвоните в бухгалтерию, пусть подготовят приказ об увольнении такого-то...» - эта фраза директора таксопарка, прозвучавшая в одном украинском (!) телесериале, абсолютно точно отражает ментальность некоторых отечественных руководителей. А многих бухгалтеров, слышавших нечто подобное не только в кино, она наверняка заденет за живое. «Ну почему в бухгалтерию ?!» - воскликнут они. - «Почему не в отдел кадров, не юристу, не секретарше в конце концов ?» Почему для других специалистов круг их обязанностей четко очерчен а бухгалтер в ответе за всех и вся, в том числе иногда и за инженерно-технический персонал? Почему, если бухгалтер того же таксопарка не прочтет сегодняшнюю статью и не перескажет ее хотя бы в общих чертах директору, тот может так и не узнать про обновленные Нормы расхода топлива для автотранспорта? И правда, почему?..
Суть изменений: коротко о главном
Необходимость внесения изменений в Нормы N 43, которые были приняты 15 лет тому назад, назрела давно. Нельзя утверждать, что все эти годы документ находился в застывшем состоянии - по мере появления новых марок и моделей транспортных средств он пополнялся соответствующими базовыми линейными нормами расхода топлива для них. Однако сама методика расчета нормативного расхода топлива изменений не претерпевала, что не позволяло в полной мере учесть современные условия эксплуатации (например, повышенный скоростной режим на автомагистралях; перемещение в крупных городах с затрудненным движением, в частности в заторах; поездки на короткие расстояния и т. п.).
С принятием приказа N 36, вносящего в Нормы N 43 довольно существенные изменения, методика расчета норм расхода топлива дополнена и доработана с учетом результатов последних исследований экономичности автомобилей в разных условиях.
Основное, что обращает на себя внимание, - в этом документе появились базовые линейные нормы расхода топлива для новых моделей (модификаций) легковых автомобилей (табл. А.2.3) автобусов (табл. А.4.2), бортовых автомобилей (табл. А.6.3), самосвалов (табл. А.8.1), а также автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей (табл. А.10.3)*. Причем для каждого из транспортных средств приведены его идентификационные данные, в частности развернутая колесная формула, что облегчает определение нормы расхода топлива для соответствующей модели.
Значительной переработке подвергся разд. 3 Норм N 43, посвященный определению коэффициентов корректировки норм расхода топлива, приведенных в форме процентов повышения или понижения базового значения нормы, при помощи которых осуществляется учет дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов (о них расскажем в отдельном подразделе статьи).
Кроме того, изменения затронули порядок определения нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от вида топлива. Обновлена также методика определения временных норм расхода топлива и смазочных материалов, предусмотрена процедура разработки индивидуальных норм под заказ.
Обращаем внимание: не все из вышеперечисленных изменений начинают применяться одновременно. Как предусмотрено п. 4 приказа N 36, он вступаете силу с 01.03.2012 г., а это значит, что уже в марте предприятиям придется пересмотреть порядок списания ГСМ преимущественно из-за новых корректирующих коэффициентов.
Между тем табл. А.2.3, А.4.2, А.6.2, А.8.1, А.10.3, о которых говорилось выше, а также приложения Д, Е, Ж к Нормам N 43, которые потребуются предприятиям для установления временных индивидуальных базовых линейных норм расхода топлива, должны вступить в силу со дня официального опубликования приказа N 36. Заметим, что на момент выхода этой статьи такое опубликование не состоялось.
Перед тем как перейти к рассмотрению основных изменений Норм N 43, обозначим роль и место этого документа в хозяйственной деятельности предприятий.
Статус Норм расхода топлива:
обязательный или факультативный?
Как указывается в самих Нормах N 43, они предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений в горюче-смазочных материалах (далее - ГСМ) и контроля за их расходованием, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива.
Авторы приказа N 36, которым вносятся изменения в указанные Нормы, цель таких изменений видят в усовершенствовании системы нормирования расхода топлива и смазочных материалов колесными транспортными средствами и оборудованием с учетом новых конструкций и современных условий эксплуатации, а также в содействии экономии моторных топлив и повышении безопасности дорожного движения. При этом в приказе N 36 утверждается, что система нормирования расхода ГСМ предназначена для всех субъектов хозяйствования, действующих на территории Украины и эксплуатирующих автомобили (еще раньше на этом моменте акцентировалось внимание в письме Государственной администрации автомобильного транспорта от 12.08.2009 г. N 3623-21/07/19-09).
Вместе с тем возможность безоговорочного распространения нормативно-правового акта, имеющего межведомственный характер, но не прошедшего соответствующей госрегистрации, на всех субъектов хозяйствования достаточно сомнительна. На это справедливо указывалось в письме Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 11.08.2010 г. N 02-14/1232. По мнению ГлавКРУ, Нормы N 43 обязательны для выполнения лишь для предприятий, учреждений и организаций, которые входят в сферу управления Минтранса. Другие центральные органы исполнительной власти, а также субъекты хозяйствования должны разработать собственные нормативные документы по нормированию расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством.
Что касается применения Норм N 43 в налоговом учете, то ни в нынешнем НКУ, ни в прежнем Законе о налоге на прибыль нет и не было предписаний об обязательности применения этого (или любого другого) нормативного документа в целях включения ГСМ в расходы (ранее - в валовые расходы). Однако это совсем не означает, что безлимитное (ненормируемое) использование топлива в ходе эксплуатации колесных транспортных средств можно считать правомерным, поскольку это противоречило бы главному правилу налогового учета - относить на уменьшение объекта налогообложения только расходы, связанные с хозяйственной деятельностью**.
В связи с этим нам представляется необходимым все же использовать Нормы N 43, тем более что на этом всегда настаивали и в условиях нового налогового законодательства продолжают настаивать контролирующие органы (см., например, разъяснения налоговиков, приведенные в соответствующих консультациях из ЕБНЗ под кодами 11.07.08 и 110.07.20). Вместе с тем было бы правильнее, опираясь на концепцию, предложенную в Нормах N 43, разработать собственное положение о списании ГСМ, где максимально учесть специфику конкретного предприятия.
Это тем более важно, что в самом документе Минтранса хозяйствующим субъектам дается достаточно большая самостоятельность, например, при корректировке базовых линейных норм расхода топлива с помощью соответствующих коэффициентов (о них скажем ниже). А чтобы было понятно, о чем идет речь, предварительно напомним основные принципы нормирования расхода топлива.
Нормирование расхода топлива: основные принципы
Нормирование расхода топлива - это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяют базовые линейные нормы, установленные в отношении конкретных моделей (модификаций) автомобилей, и систему нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учесть выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.
Прежде всего заметим, что с принятием приказа N 36 обновились методики определения нормы на выполнение транспортной работы Нw (п. 1.3 Норм N 43), нормы на одну тонну снаряженной массы Нg (п. 1.4 Норм N 43), нормы на маневрирование в местах погрузки и разгрузки, а также выполнение операции по разгрузке*** Нz (п. 1.5 Норм N 43) и нормы расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя Нон (п. 1.8 Норм N 43), однако чтобы не уводить разговор в сторону, отдельно их обсуждать сегодня не будем.
Среди существующих видов норм расхода ГСМ, которые установлены Нормами N 43, наиболее часто применяемой является базовая линейная норма Нs на пробег автомобиля (на 100 км). Базовые линейные нормы по типам автомобилей приведены в таблицах приложений А и Б в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке.
Не менее важный термин, который используется в Нормах N 43, - нормативный расход топлива (Qн). Он означает расход топлива автомобилем (оборудованием, различной техникой на колесном шасси ит. п.) при осуществлении пробега, выполнении транспортной или специальной работы в определенных условиях эксплуатации.
Нормативный расход топлива для каждого конкретного автомобиля (оборудования) рассчитывается по приведенным в разд. 4 Норм N 43 формулам в зависимости от типа автомобиля (оборудования) и его предназначения с применением соответствующих норм расхода топлива и коэффициентов их корректировки. Например, согласно формуле, содержащейся в п. 4.1 этого документа, нормативный расход топлива для легковых автомобилей и автобусов рассчитывается так:
Qн = 0,01 х Нs х S х (1 + 0,01 х Кзнак суммы),
где Qн - нормативный расход топлива, л (м3);
Нs - базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);
S - фактический пробег автомобиля, км, который определяется по показаниям спидометра и отражается в путевом листе (о необходимости использования путевых листов как первичных документов, дающих право на отражение в составе расходов стоимости использованных ГСМ, сказано в консультации из ЕБНЗ под кодом 110.07.20);
Кзнак суммы - суммарный корректировочный коэффициент, %.
Фактическое же количество топлива (Тф), израсходованное в течение смены (рейса), определяется по данным измерительных приборов автомобиля на момент начала и окончания смены (рейса) с учетом количества топлива, которым был дозаправлен автомобиль в течение смены (рейса).
Далее предприятие должно сравнить фактическое количество израсходованного автомобилем топлива с нормативным расходом для отражения стоимости использованных ГСМ в налоговом и бухгалтерском учете. Обсуждение учетных нюансов оставим напоследок, а сейчас, как и было обещано, приведем перечень корректирующих коэффициентов к нормам расхода топлива в редакции, которая начала действовать после вступления в силу приказа N 36, т. е. с 1 марта 2012 года.
Поправочные коэффициенты к нормам расхода топлива
Как установлено п.п. 3.5.1 Норм N 43, при расчете нормативного расхода топлива дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы учитываются путем применения корректирующих коэффициентов, приведенных в форме процентов повышения или снижения базового значения нормы расхода топлива.
По сравнению с прежним содержанием разд. III Норм N 43 после принятия приказа N 36 внешне ничего не поменялось. Как и раньше, в п. 3.1 перечислены повышающие, а в п. 3.2 - уменьшающие коэффициенты, при этом п. 3.3 установлено, что в случае применения одновременно нескольких корректировочных коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, равный сумме данных надбавок (уменьшающие корректировочные коэффициенты являются отрицательными):
Кзнак суммы = К1 + К2 +...+ Кn,
Между тем из всех повышающих коэффициентов только два и дальше будут устанавливаться по старым правилам - при работе на дорогах со сложным планом (см. п.п. 3.1.3 Норм N 43) и при почасовой работе грузовых (кроме самосвалов) и грузопассажирских автомобилей (см. п.п. 3.1.11). Остальные из повышающих, а также все уменьшающие коэффициенты подверглись серьезной переработке. Из наиболее распространенных коэффициентов повышенное внимание рекомендуем обратить на новые правила применения надбавок за работу в холодное время года (см. п.п. 3.1.1), за работу в городских условиях (см. п.п. 3.1.4), а также на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля (см. п.п. 3.1.13).
Главное, что бросается в глаза при изучении новой системы таких коэффициентов, - уменьшение шага дифференциации их значений, что призвано обеспечить более точное применение любого из них и в конечном итоге сэкономить топливо. Вместе с тем предприятия на первых порах должны проявить осторожность при обосновании выбора каждого из коэффициентов, иначе установление их новых значений без учета реальных условий эксплуатации автотранспорта может привести к резкому перерасходу ГСМ, что отразится на результатах их хозяйственной деятельности.
Обобщим в табличной форме информацию о корректировочных коэффициентах, предусмотренных разд. 3 Норм N 43 (с учетом изменений, внесенных приказом N 36), а также об условиях и порядке их применения.
Порядок применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива
Подпункт Норм
N 43 
Название коэффициента Повышающий (понижающий) коэффициент Порядок применения 
Повышающие коэффициенты (п. 3.1 Норм N 43) 
П.п. 3.1.1 Работа в холодное время года 
П.п. 3.1.1.1 надбавка в зависимости от фактической температуры* воздуха окружающей среды: 1) применяется в зависимости от фактической средней
(для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, других достоверных официальных источников или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задоку
ментированных;
2) при осуществлении перевозок в другие климатические зоны,
в том числе за пределы Украины, корректировочный коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости и промежуточных) пунктов направления 
от 0 °С (включительно) и до -5 °С включительно до 2 % 
ниже -5 °С и до -10 °С включительно до 4 %  
ниже -10 °С и до -15 °С включительно до 6 %  
ниже -15 °С и до -20 °С включительно до 8 %  
ниже -20 °С и до -25 °С включительно до 10%  
ниже -25 °С до 12% 
П.п. 3.1.1.2 надбавка на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние, длина которого менее 2 км (после предшествующего перерыва с выключенным двигателем продолжительностью не менее одного часа): 1) соответствующие условия эксплуатации, которые предусматривают
перед началом движения перерыв с выключенным двигателем
продолжительностью не менее одного часа, должны быть надлежащим
образом задокументированы;
2) надбавка, указанная в п.п. 3.1.1.2, прибавляется к надбавке, указанной вп.п. 3.1.1.1, при расчетах нормативного расхода топлива на часть маршрута - на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние менее 2 км, - только в определенных п.п. 3.1.1.2 условиях эксплуатации;
3) надбавку рекомендуется применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после продолжительного перерыва
с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля;
4) порядок применения этой надбавки в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как и надбавки,
указанной в п.п. 3.1.1.1 
от 0 °С (включительно) и до -5 °С включительно до 2 %  
ниже -5 °С и до -10 °С включительно до 4 %  
ниже -10 °С и до -15 °С включительно до 6 %  
ниже -15 °С и до -20 °С включительно до 8 %  
ниже -20 °С и до -25 °С включительно до 10%  
ниже -25 °С до 12% 
* Температура, принимаемая для расчетов, определяется как среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.
Отчетный период эксплуатации выбирается по решению руководства предприятия.
Для всего автотранспортного парка предприятия может быть установлен единый отчетный период, а также, в случае необходимости, индивидуальные отчетные периоды для каждого транспортного средства. 
П.п. 3.1.2 Работа в горной местности и/или на маршрутах с холмистым рельефом 
П.п. 3.1.2.1 надбавка в зависимости от высоты над уровнем моря:  
от 300 до 800 метров до 5 % 
от 801 до 2000 метров до 10 % 
от 2001 до 3000 метров до 15 % 
выше 3001 метра до 20 % 
П.п. 3.1.2.2 надбавка за эксплуатацию автотранспорта на маршрутах с холмистым рельефом, который сопровождается подъемами и спусками (при движении на подъем или чередовании подъемов/спусков), величиной: 1) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими
условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано;
2) не применяется в расчетах нормативного расхода топлива в случае использования ранее установленных норм расхода топлива на эксплуатацию техники, которые уже включают (учитывают) приведенные условия движения (например, нормы расхода топлива на эксплуатацию самосвалов в карьерах, дифференцированные по высоте подъема породы и длине плеча ездки, и т. п.) 
от 4 процентов (включительно) и до 8 процентов до 5 %  
от 8 процентов (включительно) и более до 10%  
П.п. 3.1.3 Работа на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более 5 закруглений радиусом менее 40 м (т. е. на 100 км пути не менее 501 поворота) до 10%  не применяется при работе в условиях города  
П.п. 3.1.4 Работа в условиях города: 
  
в пределах городов, а также поселках городского типа и других населенных пунктах при наличии в них регулируемых перекрестков (светофоров) до 5 %  
в пределах городов Алчевск, Белая Церковь, Бровары, Винница, Горловка, Днепродзержинск, Евпатория, Енакиево, Житомир, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Керчь, Кировоград, Краматорск, Кременчуг, Кривой Рог, Лисичанск, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Полтава, Ровно, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Славянск, Сумы, Тернополь, Ужгород, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Ялта до 10%  
в пределах городов Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Одесса, Харьков до 15%  
П.п. 3.1.5 Работа, требующая частых остановок (в
среднем более одной остановки на один км пробега), а также работа в напряженных дорожных условиях городов, связанных с частыми оста
новками дорожного движения (в част
ности, в централь
ных частях горо
дов), и поездки на короткие расстояния (до 5 км) с продолжитель
ными перерывами между поездками (один час и более) 
до 10%  применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано  
надбавка на работу, требующую частых остановок, в зависимости от фактической средней длины ездки: 1) при осуществлении перевозок на короткие расстояния с
продолжительными перерывами между поездками с выключенным
двигателем (перед каждой поездкой перерыв продолжительностью
один час и более) в случае необходимости и по решению руководства
предприятия могут быть применены дифференцированные значения,
указанные в этом подпункте;
2) в случае необходимости и по решению руководства предприятия на пробег первых 2 км после перерыва с выключенным двигателем
продолжительностью один час и более может быть применена надбавка (независимо от общей длины ездки) до 20 %;
3) соответствующие условия эксплуатации, предусматривающие перед началом движения перерыв с выключенным двигателем продолжительностью не меньше одного часа, должны быть надлежащим образом задокументированы 
до 5 км (включительно), но более 3 км до 10%  
до 3 км (включительно), но более 2 км до 15 %  
до 2 км (включительно), но более 1 км до 20 %  
до 1 км (включительно), но более 0,5 км до 30 %  
до 0,5 км (включительно) и менее до 40 %  
П.п. 3.1.6 Работа, требующая пониженных скоростей
(до 20 км/ч) в удовлетворительных дорожных условиях  
до 10%  1) применяется при перевозке крупногабаритных, взрывоопасных,
стеклянных, хрупких и других подобных грузов, выполнении
сельскохозяйственных работ, во время работы киносъемочных
и аналогичных специальных автомобилей, движения в колоннах и т. п., а также движения в заторах, в том числе в часы «пик» (в частности, в центральных частях городов), временного осложнения движения, обусловленного проведением дорожных ремонтных работ и т. п.;
2) не применяется одновременно с коэффициентами,
установленными пп. 3.1.7,3.1.8 
П.п. 3.1.7 Работа в карьерах, езда по полям, на лесных или степных участках, по пересеченной местности и т. п. (за пределами дорог общего пользования) в тяжелых дорожных условиях до 20 %  1) применяется отдельно на часть маршрута за пределами дорог общего пользования с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано;
2) повышенные значения коэффициента, указанного в этом подпункте, соответствующие сверхтяжелым дорожным условиям, могут устанавливаться на период не более тридцати дней в год
(суммарно) по отдельным приказам (распоряжениям) руководства предприятия с приведением документального подтверждения эксплуатации автомобилей в сверхтяжелых дорожных условиях;
3) не применяется одновременно с коэффициентами, установленными пп. 3.1.6, 3.1.8 
Работа в сверхтяжелых дорожных условиях
в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий, требующих пониженных скоростей (до 20 км/ч) 
до 50 %  
П.п. 3.1.8 Работа в сверхтяжелых дорожных условиях на дорогах общего пользования в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий до 35 %  1) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими
условиями движения, что должно быть надлежащим образом
задокументировано;
2) не применяется одновременно с коэффициентами,
установленными пл. 3.1.6,3.1.7 
П.п. 3.1.9 В случае пробега первой тысячи километров новыми автомобилями, наработка первых 60 моточасов новым оборудованием (двигателями), а также вышедшими из капитального ремонта до 10%  
  
П.п. 3.1.10 Для автомобилей, эксплуатируемых: применение этого коэффициента правомерно также после замены двигателя транспортного средства, находящегося в эксплуатации свыше 8 лет, новым двигателем (см. письмо Государственной администрации автомобильного транспорта от18.08.2009 г. N 3737-19/07/19-09 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, N 74) 
более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км до 3 %  
более 8 лет или с общим пробегом свыше 150 тыс. км до 5 %  
более 11 лет или с общим пробегом свыше 250 тыс. км до 7 %  
более 14 лет или с общим пробегом свыше 400 тыс. км до 9 %  
П.п. 3.1.11 Почасовая работа грузовых автомобилей
(кроме самосвалов) и грузопассажирских
или их постоянная работа как технологического транспорта либо грузовых таксомоторов 
до 10%  
  
П.п. 3.1.12 Во время учебной езды:  1) применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими
условиями движения, что должно быть надлежащим образом
задокументировано;
2) не применяется одновременно с коэффициентами,
установленными пп. 3.1.5,3.1.6 
на дорогах общего пользования в пределах города до 20 %  
на дорогах общего пользования за чертой города до 5 %  
на специально отведенных площадках в случае маневрирования с пониженными скоростями, частых остановок, движения задним ходом до 40 %  
П.п. 3.1.13 На поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечение надлежащего обзора и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды: порядок применения коэффициентов, установленных п.п. 3.1.13, в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как и надбавки, указанной в п.п. 3.1.1.1 
на обогрев салона, стекол и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха: 
  
ниже +5 °С и до -5 °С включительно до 0,5 %  
ниже -5 °С и до -15 °С включительно до 1 %  
ниже -15 °С и до -25 °С включительно до 1,5%  
ниже -25 °С до 2 % 
в случае обоснованного использования автономных (независимых) систем обогрева в зависимости от фактической температуры воздуха: используется при отсутствии норм на работу указанного оборудования в приложении Г к Нормам N 43  
ниже +15 °С и до +5 °С включительно до 2 %  
ниже +5 °С и до -5 °С включительно до 4 %  
ниже -5 °С и до -15 °С включительно до 6 %  
ниже -15 °С и до -25 °С включительно до 8 %  
ниже -25 °С до 10% 
на охлаждение салона автомобиля в случае использования кондиционера или установки «климат-контроль» в зависимости от фактической температуры воздуха: 
  
от +20 °С включительно и до +25 °С включительно до 5 %  
выше +25 °С и до +30 °С включительно до 7 %  
выше +30 °С до 10% 
в случае необходимости использования
предусмотренной конструкцией автомобиля функции осушения воздуха в салоне
в пределах фактической температуры воздуха окружающей среды ниже +20 °С и до 0 °С включительно 
до 4 %  обоснованность использования надбавки на осушение воздуха
в салоне определяется непосредственно руководством предприятия
в зависимости от фактических потребностей, которые определяются
условиями эксплуатации и рекомендациями завода - производителя
автомобиля, например, в случае необходимости, быстрой
и эффективной очистки стекла от конденсата (запотевшее стекло)
в условиях повышенной влажности воздуха окружающей среды и т. п. 
П.п. 3.1.14 надбавка на повышенное аэродинамическое сопротивление  до 5 %  1) распространяется на:
автомобили-фургоны,
бортовые автомобили и автопоезда, оборудованные тентами, грузовые автомобили при перевозке крупногабаритных грузов, специальные и специализированные автомобили, на крыше которых обоснованно установлено технологическое оборудование, при условии, что общая площадь сечения (создающего дополнительное аэродинамическое сопротивление) установленного оборудования составляет не менее 5 % площади сечения автомобиля, оперативные транспортные средства, которые оборудованы согласно Правиламдорожного движения специальной световой и звуковой сигнализацией;
2) применяется во время езды на дорогах общего пользования за пределами города, а также на дорогах, проходящих через
населенные пункты, на которых в соответствии с дорожными знаками
и Правилами дорожного движения разрешено движение со скоростью до 90 км/ч или выше;
3) рекомендовано использовать при фактической скорости движения минимум 70 км/ч;
4) не применяется одновременно с коэффициентами, указанными
в пп. 3.1.3 - 3.1.8 
П.п. 3.1.15 Для оперативных транспортных средств, оборудованных специальной световой и звуковой сигнализацией, которые выполняют неотложные служебные задания, связанные с повышенными скоростями движения с отклонением от отдельных правил дорожного движения: коэффициенты могут применяться только для указанной категории автомобилей и только на пробег в случае выполнения неотложных служебных заданий с повышенной скоростью движения, что должно быть соответствующим образом задокументировано  
в условиях города до 10% 
за пределами города до 20 % 
в условиях города с интенсивным режимом движения, требующим частого маневрирования с выполнением разгона, обгона, торможений и т. п., или со скоростью движения, превышающими: 
100 км/ч до 25 % 
120 км/ч до 25 %* 
* Необходимость дублирования этого коэффициента для разных скоростей движения не совсем понятна, однако приказом N 36 он изложен именно в таком виде. 
Понижающие коэффициенты (п. 3.2 Норм N 43
П.п. 3.2.1 Работа за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования, в том числе на дорогах, проходящих через населенные пункты, с максимально разрешенной скоростью в соответствии с дорожными знаками иПравилами дорожного движения, не превышающей 90 км/ч в зависимости от скорости и фактических потребностей: 1) использование понижающих коэффициентов, указанных
в пп. 3.2.1 - 3.2.3, является обязательным (включая осуществление перевозок в пригородной зоне), за исключением соответствующей части пробега автомобилей, на которые распространяется действие п.п. 3.1.15, а также в случае неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, проведения дорожных ремонтных работ и других обстоятельств, не позволяющих движение со скоростью более 40 км/ч;
2) использование понижающих коэффициентов, указанных
в пп. 3.2.1 - 3.2.2, также рекомендуется на определенную часть пробега в пределах городов, с условиями движения, приближенными к условиям движения по автомагистрали;
3) в случае эксплуатации автотранспорта за чертой города корректировочный коэффициент, указанный в п.п. 3.1.4,
не применяется 
для легковых автомобилей от-15% до-30%  
для всех других автомобилей от -5 % до -20 %  
П.п. 3.2.2 Работа за пределами городов на дорогах с максимально разрешенной в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростью выше 90 км/ч: 1) использование понижающих коэффициентов, указанных
в пп. 3.2.1 - 3.2.3, является обязательным (включая осуществление перевозок в пригородной зоне), за исключением соответствующей части пробега автомобилей, на которые распро
страняется действие п.п.3.1.15, а также в случае неудовлет ворительного состояния дорожного покрытия, проведения дорожных ремонтных работ и других обстоятельств, не позволяющих движение со скоростью более 40 км/ч;
2) использование понижающих коэффициентов, указанных
в пп. 3.2.1 - 3.2.2, также рекомендуется на определенную часть пробега в пределах городов, с условиями движения, приближенными к условиям движения по автомагистрали;
3) в случае эксплуатации автотранспорта за чертой города корректировочный коэффициент, указанный в п.п. 3.1.4,
не применяется 
в случае движения со скоростью, не превышающей 90 км/ч, в зависимости от скорости и фактических потребностей: 
для легковых автомобилей от-15% до-30%  
для всех других автомобилей от -5 % до -20 %  
в случае необходимости передвижения с разрешенными в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростями в зависимости от фактических потребностей: приведенные значения коэффициента не могут устанавливаться на постоянной основе, а только в отдельных случаях по решению руководства предприятия  
выше 90 км/ч и до 110 км/ч включительно от-10% до-20%  
выше 110 км/ч от -5% до-10% 
П.п. 3.2.3 Эксплуатация городских автобусов в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах от -5% до-10%  применяется к городским автобусам, обозначенным в табл. А.3А.4 Норм N 43 знаком (*) 
П.п. 3.2.4 По решению руководства предприятия для всего автотранспортного парка предприятия или индивидуально для отдельных транспортных средств могут быть установлены дополнительный коэффициент (или несколько значений коэффициента согласно разным условиям эксплуатации) корректировки базовой нормы (любое значение в процентах), которая уменьшает ее в соответствии с фактическими потребностями и установленной внутренней политикой предприятия по использованию энергетических ресурсов, применению экономных методов управления автомобилями, новейших технологий, позволяющих уменьшить расходы моторных топлив, и т. п. 
Для корректировки линейных норм могут применяться все приведенные в таблице корректировочные коэффициенты, но с учетом указанных в ней ограничений. Для корректировки норм на транспортную работу не подлежат применению корректировочные коэффициенты, указанные в пп. 3.1.11 и 3.2.3. А вот для корректировки норм на работу специального оборудования могут применяться только корректировочные коэффициенты, указанные в пп. 3.1.1, 3.1.2, 3.1.9 и 3.1.10.
Все приведенные числовые значения корректировочных коэффициентов (в том числе значения процентов установления норм на работу оборудования и значения норм расхода и т. п.), приведенные с предлогом «до», следует читать как такие, которые могут применяться включительно. При расчетах является достаточным округление значений до трех значимых цифр.
Максимальные значения коэффициентов корректировки норм расхода топлива, указанных в п. 3.1, соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации подвижного состава и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их эксплуатации.
С целью обеспечения экономного использования моторных топлив автомобильным транспортом и предотвращения злоупотребление рекомендуется дифференцированное применение коэффициентов корректировки норм при расчетах нормативного расхода топлива на предприятиях в зависимости от фактических потребностей в соответствующих условиях эксплуатации. Рекомендовано по возможности устанавливать индивидуальные значения коэффициентов корректировки норм (в регламентированных пределах) для каждого транспортного средства в зависимости от особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации и т. п. согласно фактическим потребностям.
Надлежащее обоснование использования в регламентированных пределах системы корректировочных коэффициентов, норм и нормативов осуществляется предприятием в зависимости от имеющихся технических и других возможностей ведения текущего учета и управления эксплуатационными расходами.
Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливаются непосредственно руководителями предприятий и утверждаются приказом (распоряжением) по предприятию.
И наконец для полноты картины напомним главные моменты, которыми следует руководствоваться : при отражении в учете израсходованного предприятием топлива и смазочных материалов.
Бухгалтерский и налоговый учет использования ГСМ
Итак, выше подчеркивалось, что по каждому автомобилю и по каждой его смене (рейсу) предприятие определяет нормативный и фактический расход топлива.
Если фактический расход топлива меньше или равен нормативному, то ГСМ списываются в размере фактического расхода топлива. При этом в бухгалтерском учете стоимость фактически израсходованного топлива в пределах норм отражается в зависимости от цели использования автотранспорта. Другими словами, стоимость израсходованных ГСМ списывается с кредита субсчета 203 «Топливо» в дебет соответствующих : субсчетов счетов 15, 20, 23 или 28, а также счетов 91, 92, 93 и 94.
В свою очередь, сумма перерасхода ГСМ относится в бухучете к прочим операционным расходам и списывается на субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей».
Для целей налогового учета также необходимо производить расчет и сравнение нормативного и фактического расхода топлива. При этом если фактический расход не превышает норму, то в «налоговые» расходы предприятия включается вся стоимость фактически использованного топлива, разумеется, с соблюдением правил признания расходов, установленных НКУ:
- при использовании топлива для заправки автомобилей, занятых в строительстве (создании) объектов основных средств, его стоимость войдет в первоначальную стоимость таких ОС и попадет в расходы посредством их амортизации в зависимости от дальнейшего направления использования основных средств;
- стоимость ГСМ, включенных в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, предоставленных услуг), а также в первоначальную стоимость приобретенных товаров, попадет в состав расходов предприятия только в периоде признания доходов от реализации такой продукции (товаров, работ, услуг);
- расходы на приобретение ГСМ, стоимость которых в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета включена в состав прочих расходов предприятия (административных расходов, расходов на сбыт, прочих операционных расходов), будут учтены при исчислении объекта налогообложения в том периоде, в котором они были понесены (в периоде списания израсходованных ГСМ с баланса).
А вот если фактический расход превышает нормативный, то в состав расходов для целей определения налогооблагаемой прибыли безопаснее отнести стоимость ГСМ в пределах норм.
Выше уже подчеркивалось, что несмотря на отсутствие в НКУ каких-либо прямых ограничений на этот счет, а также ссылок на Нормы N 43 или другой подобный нормативный акт, следует придерживаться традиционного подхода налогового законодательства к формированию расходов предприятия: сверхнормативный расход ГСМ не связан с хозяйственной деятельностью предприятия, поэтому такие расходы не могут учитываться при определении объекта налогообложения на основании п.п. 139.1.1 НКУ.
Кроме того, нехозяйственная направленность сверхнормативного расхода ГСМ также влечет за собой необходимость осуществления условной поставки таких ГСМ, при этом база налогообложения не может быть ниже цены их приобретения (см. п. 189.1 НКУ). В этом случае предприятие должно выписать самому себе налоговую накладную в двух экземплярах, причем в соответствии с п. 8 Порядка N 1379 в левой верхней части оригинала такой накладной проставляется пометка «X» и указывается тип причины «13 - Використання виробничих або невиробничих засобів, інших товарів/послуг не у господарській діяльності».
В строках «індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» этой налоговой накладной проставляется ноль («0») (см. п. 8.3 Порядка N 1379). В графах «Особа (платник податку) - покупець» и «Місцезнаходження (податкова адреса) покупця», предприятие либо указывает свои реквизиты, либо вообще не заполняет их. В строках «Вид цивільно-правового договору» и «Форма проведення розрахунків» проставляются прочерки. Остальные строки налоговой накладной заполняются в обычном порядке.
Выписанная налоговая накладная в день возникновения налоговых обязательств заносится в разд. I Реестра выданных и полученных налоговых накладных. При этом вид документа, который фиксируется в кол. 4 Реестра, обозначается как «ПН13».
________________
* На сайте ГП «ГосавтотрансНИИпроект» ( http://www.insat.org.ua/phpfiles/other/ldvpe/5/) сообщается, что с принятием приказа N 36 в Нормы N 43 вошли новые постоянные базовые линейные нормы расхода топлива на 349 современных моделей (модификаций) автомобилей, которые успешно прошли апробацию в Украине, однако простой подсчет позиций в этих таблицах дает число 326.
** Определение термина «хозяйственная деятельность» дано в п.п. 14.1.36 НКУ (подробнее см. в тематическом номере газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, N 4, посвященном терминологии этого Кодекса).
*** Прежнее название - норма на ездку с грузом.
Документы статьи
НКУ - Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. N 2755-VI.
Нормы N 43 - Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. N 43.
Приказ N 36 - приказ Мининфраструктуры Украины «Об утверждении Изменений к Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 24.01.2012 г. N 36.
Порядок N 1379 - Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 01.11.2011 г. N 1379.
журнал "Налоги и бухгалтерский учет"
№ 19 , (05.03.2012), стр.14

Комментариев нет:

Отправить комментарий