понедельник, 19 августа 2013 г.

Порядок применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива

Cогласно разд. 3 Норм № 43 при расчете нормативного расхода топлива дорожнотранспортные, климатические и другие условия эксплуатации автомобиля учитываются с помощью поправочных коэффициентов, установленных в виде процентов повышения или снижения базового значения нормы расхода топлива.
Далее приведем корректировочные коэффициенты, предусмотренные разд. 3 Норм № 43, а также условия и порядок их применения.
Подпункт
Норм № 43
Условия примененияВеличина
коэффициента
Порядок применения
Повышающие коэффициенты (п. 3.1 Норм № 43)
П.п. 3.1.1При работе в зимних условиях в зависимости от
фактической температуры воздуха:
Повышающий коэффициент вводится после
установления температуры в пределах
предусмотренного диапазона в течение не менее трех дней на 8 часов утра (по сводке территориального подразделения Государственной службы гидрометеорологии или по результатам собственных надлежащим образом задокументированных измерений).
При этом предприятие может применять либо
фиксированное значение надбавки с первого дня
установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне, либо такая надбавка по решению руководителя предприятия может пересматриваться ежедневно в зависимости от фактической температуры воздуха* (см. письмо Государственной администрации автомобильного
транспорта Украины от 10.03.2009 г. № 1022-09/07/19-09.
При осуществлении перевозок в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, поправочный коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости и промежуточных) пунктов следования
от 0 до 10 0Cдо 5 %
от 10 до 20 0Cот 5 до 10 %
от 20 0C и нижеот 10 до 15 %
*Обращаем внимание: при нестабильных погодных условиях со значительными колебаниями температуры Государственная администрация автомобильного транспорта Украины рекомендует пользоваться вариантом ежедневного установления значения повышающего поправочного коэффициента в зависимости от фактической температуры воздуха (см. письмо от 10.03.2009 г. № 1022-09/07/19-09 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2009, № 29).
А вот при существенном повышении температуры по сравнению с температурой на день введения на предприятии надбавки за работу в зимних условиях исчезает сама необходимость в применении рассматриваемого коэффициента (по крайней мере, на уровне ранее установленного значения). При частом изменении температуры и особенно при ее частых колебаниях около нуля с постоянным повышением до плюсовой отметки целесообразно либо вообще не использовать надбавку за работу в зимних условиях, либо пересматривать ее каждый день в зависимости от температуры воздуха и увеличения потребности в топливе (см. письмо от 10.11.2009 г. № 5391-01/07/19-09 ). Использование надбавки за работу в зимних условиях при плюсовой температуре Минтранс считает необоснованным.
И еще один важный момент. Применение указанных поправочных коэффициентов зависит от температуры воздуха.
При этом температура воздуха определяется одним из двух способов:
1) по сведениям территориального подразделения Государственной службы гидрометеорологии;
2) по результатам собственных измерений, оформленных надлежащим образом.
Nтемпературные показатели целесообразно ежедневно фиксировать в журнале учета температур, который можно вести в произвольной форме.
Если предприятие пренебрегает документальным подтверждением температурных данных,
то применение повышающих поправочных коэффициентов, предопределяющее использование топлива в повышенных объемах, может быть признано неправомерным и приводящим к сверхнормативному списанию топлива.
П.п. 3.1.2При работе в горной местности при высоте над
уровнем моря:
-
от 500 до 1500 мдо 5 %
от 1501 до 2000 мдо 10 %
П.п. 3.1.3При работе на дорогах со
сложным планом: наличие
в среднем на 1 км пути
более 5 закруглений
радиусом менее 40 м (на
100 км
пути не менее 501 поворота)
до 10 %Не применяется при работе в условиях города
П.п. 3.1.4При работе в условиях города:Если автомобиль эксплуатируется в пригородной
зоне, поправочный коэффициент, предусмотренный
п.п. 3.1.4, не применяется
с населением до 0,5 млн чел.до 5 %
с населением от 0,5 до 1,0
млн чел.
до 10 %
с населением более 1,0 млн
чел.
до 15 %
П.п. 3.1.5При работе, требующей частых остановок: в среднем более одной остановки на один километр пробега*до 10 %Данные коэффициенты применяются отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно подтверждаться документально (распоряжениями, записями ответственных лиц в путевом листе и т. п.)
При работе в
напряженных дорожных
условиях в центральных
частях городов и поездках
на короткие расстояния
(до 5 км) с длительными
перерывами между
поездками (1 час и более)
* Речь идет, в частности, о технологических остановках, связанных с погрузкой и разгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров (маршрутные автобусы, обслуживание почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание инвалидов, больных, клиентов и т. п.).
П.п. 3.1.6При выполнении работ,
требующих пониженных
скоростей (до 20 км/ч) в
удовлетворительных
дорожных условиях*
10 %Коэффициент, установленный п.п. 3.1.6,
запрещается применять одновременно с
коэффициентами, установленными пп. 3.1.7, 3.1.8
Норм № 43. Этот коэффициент применяется
отдельно на часть маршрута с соответствующими
условиями движения, что должно подтверждаться
документально (распоряжениями, записями
ответственных лиц в путевом листе и т. п.)
* Перевозка крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и т. п. грузов, при выполнении сельскохозяйственных работ, работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей,
движение в колоннах и т. п., а также движение в пробках в часы пик в центральных частях городов.
П.п. 3.1.7При работе в сложных
дорожных условиях: в
карьерах, поездки по полям,
лесным или степным
участкам, по пересеченной
местности и т. п.
до 20%При работе в сложных
дорожных условиях: в
карьерах, поездки по полям,
лесным или степным
участкам, по пересеченной
местности и т. п.
П.п. 3.1.8При работе в очень
сложных дорожных
условиях в период
сезонного бездорожья,
снежных и песчаных
заносов, паводков и других
стихийных бедствий
до 35%Коэффициент, установленный п.п. 3.1.8,
запрещается применять одновременно с
коэффициентами, установленными пп. 3.1.6, 3.1.7
Норм № 43
П.п. 3.1.9При пробеге первой
тысячи километров
новыми и вышедшими из
капитального ремонта
автомобилями
до 10%-
п.п.3.1.10Для автомобилей,
эксплуатируемых более 8
лет*
до 5%-
* Применение этого коэффициента правомерно также после замены двигателя транспортного средства,
находящегося в эксплуатации свыше 8 лет, на новый двигатель, поскольку этот коэффициент учитывает возможное
увеличение расхода топлива не только изза изношенности двигателя, но и изза изношенности других систем
транспортного средства (см. письмо Государственной администрации автомобильного транспорта от 18.08.2009 г. №
3737-19/07/19-09
П.п. 3.1.11
При почасовой работе
грузовых (кроме
самосвалов) и
грузопассажирских
автомобилей или при их
постоянной работе как
технологического
транспорта или грузовых
таксомоторов
до 10 %-
П.п. 3.1.12При учебной ездедо 15 %-
П.п. 3.1.13В случае использования систем обогрева или
охлаждения воздуха в салоне автомобиля:
Порядок применения коэффициентов,
установленных п.п. 3.1.13, аналогичен условиям
применения коэффициента из п.п. 3.1.1 Норм № 43
-в случае использования
кондиционера при
фактической температуре
воздуха до +25 0C
до 5 %
-в случае использования
установки
"климат-контроль" при фактической температуре воздуха от 0 до +25 0C
-в случае использования
кондиционера при
фактической температуре
воздуха свыше +25 0C
от 5-10%
в случае использования
установки
«климатконтроль» при
фактической температуре
воздуха ниже 0 0C или выше
+25 0C
П.п. 3.1.13При использовании автономных систем
обогрева в зависимости от фактической
температуры воздуха в холодное время года:
Используется при отсутствии норм на работу
указанного оборудования в приложении Г к
Нормам № 43 (порядок применения коэффициентов
аналогичен порядку применения коэффициентов из
п.п. 3.1.1 Норм № 43)
от 0 до +10 0Cдо 5%
ниже 0 0Cот 5 до 10 %
П.п. 3.1.14Для автомобилей фургонов
и при оснащении бортовых
автомобилей или
автопоездов тентами во
время поездок за пределами
пригородной зоны
до 5%Пригородной зоной считается зона за пределами
городов с численностью:
- свыше 2,5 млн чел. - до 50 км от черты города;
- от 0,5 до 2,5 млн чел. - до 15 км;
- менее 0,5 млн чел.- до 5 км
П.п. 3.1.15Для оперативных транспортных средств,
оборудованных специальной световой и звуковой
сигнализацией, которые выполняют неотложные
служебные задания, связанные с повышенными
скоростями движения с отступлением от
отдельных правил дорожного движения:
Коэффициенты могут применяться исключительно
для указанной категории автомобилей и только на
пробег в случае выполнения неотложных
служебных заданий с повышенной скоростью
движения, что должно подтверждаться
соответствующими документами (распоряжениями,
записями ответственных лиц в путевых листах и т.
п.)
-в условиях городадо 10%
- за пределами городадо 20%
Понижающие коэффициенты (п. 3.2 Норм № 43)
П.п. 3.2.1При работе за пределами
пригородной зоны на
дорогах из цементобетона,
асфальтобетона, брусчатки,
мозаики
до 15%Если автомобиль эксплуатируется в пригородной
зоне, поправочные коэффициенты,
предусмотренные пп. 3.2.1 и 3.2.2 Норм № 43, не
применяются
П.п. 3.2.2При работе за пределами
пригородной зоны на
дорогах из
битумоминеральной смеси,
дегтебетона, щебня (гравия)
до 5%
П.п. 3.2.3При эксплуатации
городских автобусов в
режиме "на заказ" или с
другой целью, но не на
постоянных маршрутах
до 10%Применяется к городским автобусам, указанным в
таблицах А.3, А.4 Норм № 43, знаком (*)
Предприятиям предоставлено право самостоятельно на основании приказа (распоряжения) руководителя устанавливать конкретные величины коэффициентов в определенных пределах и срок их действия. При этом максимальные значения коэффициентов корректировки норм расхода топлива соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации подвижного состава.
Следует отметить, что предприятие одновременно может применять сразу несколько коэффициентов. При этом согласно п. 3.3 Норм № 43 общий (суммарный) коэффициент определяется как арифметическая сумма всех применяемых коэффициентов (уменьшающие корректировочные коэффициенты являются вычитаемыми). Формула расчета суммарного коэффициента корректировки (KΣ) выглядит следующим образом:
KΣ = K1 + K2 + … + Kn.

Бухгалтерский учет приобретения ГСМ

В соответствии с Инструкцией № 291 бухгалтерский учет ГСМ ведется на субсчете 203 «Топливо» счета 20 «Производственные запасы», на котором учитываются наличие и движение топлива, которое приобретается или изготавливается для технологических нужд производства, эксплуатации транспортных средств, а также для производства энергии и отопления зданий. По дебету субсчета 203 отражается поступление топлива на предприятие, а по кредиту — его использование в процессе производства, отпуск на сторону и т. д.
Аналитический учет на субсчете 203 ведется исходя из потребностей конкретного предприятия в разрезе видов и марок топлива, а также по местам его хранения. То есть на субсчете 203 могут открываться субсчета второго, а в случае необходимости более высоких порядков, например:
— 203/1 «Дизельное топливо», 203/2 «Бензин А80», 203/3 «Бензин А92», 203/4 «Бензин А95» и т. д.; или
— 203/1 «Топливо на складе», 203/2 «Талоны на топливо», 203/3 «Топливо в автомобиле» и т. д. Кроме того, аналитический учет выданных ГСМ ведется по материально ответственным лицам — водителям автотранспорта.
Приобретенные ГСМ отражаются в составе запасов предприятия по первоначальной стоимости. Напомним, что первоначальная стоимость запасов формируется с учетом требований, предусмотренных п. 9 П(С)БУ 9, и включает в себя, в частности, такие расходы:
— суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) за вычетом непрямых налогов;
— суммы непрямых налогов в связи с приобретением запасов, не возмещаемых предприятию;
— транспортнозаготовительные расходы;
— прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением запасов.
Учет оплаченных талонов на ГСМ согласно требованиям Инструкции № 291 также следует вести на субсчете 203.
При этом для учета движения талонов целесообразно выделить субсчет второго порядка (например, субсчет 203/2 «Талоны на топливо»). С этого субсчета стоимость ГСМ списывается на субсчет 203/3 «Топливо в автомобиле» после того, как водитель предоставит в бухгалтерию отчет об использовании талонов и чеки АЗС. Впоследствии израсходованное топливо попадет на счета расходов на основании путевых листов.
Бухгалтерский учет топливных карточек будет зависеть от условий их получения, предусмотренных соответствующим договором между поставщиком нефтепродуктов и предприятиемпокупателем.
Как правило, в зависимости от условий договора топливная карточка может:
— бесплатно передаваться в собственность предприятия — покупателя ГСМ. Заметим, что такой вариант получения смарткарты применяется достаточно редко;
— оставаться в собственности поставщика нефтепродуктов. В этом случае предприятие либо оплачивает залоговую стоимость карточки, либо вносит плату за пользование нею. После того как расчеты по данной топливной карте будут прекращены (по окончании срока действия договора или срока использования топливной карты), смарткарта возвращается поставщику нефтепродуктов. Если за карту вносилась залоговая стоимость, поставщик возвращает ее предприятию. Плата за пользование смарткартой не возвращается. Этот способ также не получил достаточного распространения;
— передаваться в собственность предприятия — покупателя ГСМ на платной основе. Это наиболее распространенный способ передачи топливных карт, который, по сути, является не чем иным, как продажей топливной карты продавцом нефтепродуктов.
Итак, если топливная карта переходит в собственность покупателя ГСМ, то в бухгалтерском учете предприятия она отражается:
— на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», если срок службы топливной карты не превышает 1 год;
— на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы», если срок службы топливной карты более 1 года*.
*Обратите внимание: речь о применении счета 10 «Основные средства» в данном случае не идет ввиду незначительной стоимости смарткарты, которая не превышает установленного предприятием стоимостного критерия, разграничивающего основные средства и МНМА.
Если же топливная карта остается в собственности поставщика нефтепродуктов, то в бухгалтерском учете покупателя она не отражается, поскольку не соответствует критериям признания активом. В этом случае топливная карта найдет свое отражение только в аналитическом учете, а именно в журнале учета движения топливных карт, показанном выше.
Что касается топлива, которое приобретает предприятие с помощью топливных карт, то его стоимость отражается в бухгалтерском учете предприятия в общем порядке.

Корреспонденция счетовСумма,грн
ДтКт
4. Приобретение ГСМ по топливной карте
Предприятие заключило с поставщиком нефтепродуктов договор на приобретение 1000 л бензина для легкового автомобиля стоимостью 9600,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 1600,00 грн.). По договору отпуск ГСМ будет осуществляться на АЗС поставщика по топливной карте. Право собственности на ГСМ переходит к покупателю после заправки автомобиля на основании расходной накладной поставщика, составляемой в конце месяца. Топливная карта остается в собственности покупателя, срок ее действия — 6 месяцев, стоимость — 36,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 6,00 грн.). В течение отчетного периода водителю предприятия по топливной карте отпущено 400 л бензина общей стоимостью 3840,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 640,00 грн.).
Отражение в учете топливной карты
1Перечислена поставщику ГСМ оплата за топливную карту37131136,00
2Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе
предоплаты стоимости топливной карты (при наличии
налоговой накладной)
641/НДС6446,00
3Оприходована топливная карта2263130,00
4Списана сумма налогового кредита по НДС при
оприходовании топливной карты
6446316,00
5Отражен взаимозачет задолженностей63137136,00
6Передана топливная карта водителю23, 91, 92, 93, 942230,00
Отражение в учете стоимости ГСМ, приобретенных по топливной карте
1Перечислена поставщику предоплата за ГСМ3713119600,00
2Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе
предоплаты за ГСМ (при наличии налоговой накладной)
641/НДС6441600,00
3Отражена заправка автомобиля топливом (на основании
расходной накладной)
203/Топливо в
автомобиле
6313200,00
4Списана сумма налогового кредита по НДС при
оприходовании ГСМ
644631640,00
5Отражен взаимозачет задолженностей6313713840,00
5. Приобретение ГСМ подотчетным лицом
(стоимость приобретенного ГСМ не превышает 200 грн. без НДС)
В начале рабочей смены водителю предприятия выданы под отчет денежные средства в сумме 180,00 грн. для заправки автомобиля. В течение этого же дня водитель приобрел на АЗС ГСМ на сумму 180,00 грн. (в том числе НДС 20 %— 30,00 грн.).
1Выданы денежные средства под отчет372301180,00
2Отражена заправка автомобиля топливом (на основании
отчета водителя и путевого листа)
203/Топливо в
автомобиле
372150,00
3Отражена сумма налогового кредита по НДС на основании
кассового чека*
641/НДС37230,00
* В данном случае предприятие имеет право на налоговый кредит без получения налоговой накладной на основании п.
201.11 НКУ, поскольку кассовые чеки содержат сумму приобретенных ГСМ, общую сумму начисленного налога, а
также фискальный номер и налоговый номер поставщика, и при этом общая сумма приобретенного топлива не
превышает 200 грн. в день (без учета НДС).
6. Приобретение ГСМ подотчетным лицом (стоимость ГСМ превышает 200 грн. без НДС)
В течение дня водитель приобрел на АЗС ГСМ на сумму 300,00 грн. (в том числе НДС 20 % — 50,00 грн.). По возвращении на предприятие работник составил авансовый отчет и приложил к нему чек РРО, подтверждающий факт приобретения топлива.
1Отражена заправка автомобиля топливом (на основании
отчета водителя и путевого листа)
203/Топливо в
автомобиле
372250,00
2Отражена сумма налогового кредита по НДС на основании
кассового чека*
641/НДС37240,00
3Часть НДС, уплаченного в составе стоимости ГСМ, отнесена
на увеличение первоначальной стоимости топлива*
203/Топливо в
автомобиле
37210,00
4Возмещены работнику расходы на приобретение ГСМ372301300,00
В данном случае, на наш взгляд, предприятие имеет право увеличить налоговый кредит на часть суммы НДС, уплаченной в составе стоимости топлива, в размере 40 грн., поскольку общая стоимость приобретенного топлива превышает 200 грн. в день (без учета НДС). Сумма НДС в размере 10 грн., не возмещенная предприятию, относится на увеличение первоначальной стоимости приобретенных запасов (п. 9 П(С)БУ 9). В то же время следует отметить, что, по мнению налоговиков, в такой ситуации предприятие вообще не имеет права на налоговый кредит (см. разд. 130.18 Единой базы налоговых знаний» на официальном сайте ГНАУ www.sta.gov.ua).
http://ukrbuhgalter.com/Toplivo7.php

Приобретение ГСМ

ГАДАЮ на ТАРО. Один краткий вопрос бесплатно  http://vk.com/id261119550


Отпуск ГСМ по ведомостям. 
Отпуск нефтепродуктов по безналичному расчету по ведомостям осуществляется АЗС на основании договоров, заключенных между АЗС и предприятием — потребителем ГСМ. Факт отпуска топлива отражается в ведомости на отпуск нефтепродуктов по форме № 16НП, приведенной в приложении 16 к Инструкции № 281. Количество отпущенных ГСМ фиксируется в ведомости, которая ведется непосредственно на АЗС, и подтверждается подписями оператора АЗС и водителя (п.п. 10.3.2.1 Инструкции № 281). Кроме того, отметка о марке и количестве отпущенного топлива проставляется и в путевом листе водителя. На основании ведомостей на отпуск нефтепродуктов по форме № 16НП АЗС периодически, но не реже одного раза в месяц выписывают сводные ведомости-счета каждому предприятию — потребителю ГСМ. В таких счетах обязательно указываются количество и общая стоимость отпущенных ГСМ по маркам и ценам, установленным в течение месяца. Кроме того, в них в обязательном порядке приводится информация о сумме НДС, включенного в стоимость отпущенных ГСМ.
Сверка расчетов с потребителями за отпущенные нефтепродукты осуществляется ежемесячно не позднее 5 числа следующего за отчетным месяца.
Отпуск ГСМ по талонам. 
Согласно разд. 3 Инструкции № 281 талон — специальный талон, приобретенный на условиях и по отпускной цене установленного номинала, подтверждающий право его собственника на получение на АЗС фиксированного количества ГСМ определенного наименования и марки, указанных на нем.
Таким образом, талон — это документ, который подтверждает право покупателя на получение уже оплаченного топлива, хранящегося на АЗС. При этом талоны не являются средством платежа за ГСМ, поскольку оплата за них уже была предварительно перечислена по безналичному расчету. Тот факт, что талоны на отпуск топлива не являются средствами платежа, отмечен и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2009, № 13, с. 11.
Приобретение ГСМ по талонам предусматривает следующую последовательность действий. Прежде всего между продавцом нефтепродуктов и покупателем талонов на ГСМ заключается договор, в котором в обязательном порядке указываются марка и вид ГСМ, их стоимость, способ получения (в рассматриваемой ситуации это талоны), перечень АЗС, которые отпускают топливо, момент перехода права собственности. Кроме того, в договоре фиксируется срок действия талонов, по истечении которого они могут быть обменены на денежные средства или другие талоны. После заключения договора покупатель перечисляет денежные средства на банковский счет продавца нефтепродуктов в сроки, указанные в счетефактуре. Как правило, именно в этот момент, т. е. после перечисления оплаты стоимости ГСМ, право собственности на них переходит от продавца к покупателю. В момент перехода к покупателю права собственности оформляется расходная накладная. Кроме того, стороны подписывают акт приемки передачи, на основании которого ГСМ передаются на хранение поставщику. После завершения перечисленных выше процедур предприятию предоставляются талоны на топливо.
Саму форму, содержание и степень защиты бланков талонов устанавливает их эмитент. В то же время необходимыми элементами содержания талона являются серийный и порядковый номера (п.п. 10.3.3.1 Инструкции № 281). При этом АЗС могут выпускать талоны различного номинала на приобретение различных марок топлива (например, 5 л, 10 л, 15 л, 20 л и т. д. на бензин А80, А92, А95, дизельное топливо и т. п.).
Приобретение топлива и получение талонов необходимо отразить в аналитическом учете предприятияпотребителя. Для этого лицо, ответственное за ведение учета талонов на ГСМ, оформляет ведомость учета талонов, где фиксируются факты поступления талонов и их выдача водителям. Причем водители, получившие талоны, должны обязательно расписаться в ведомости.
Форма ведомости законодательно не установлена, поэтому может быть разработана предприятием самостоятельно. При этом желательно помнить: учет талонов на ГСМ должен быть организован таким образом, чтобы позволял получать информацию о талонах, оставшихся на предприятии и выданных водителям под отчет, о марках топлива, отпускаемого по талонам, и другие данные. На каждую марку ГСМрекомендуется открывать отдельную ведомость.

Талоны на ГСМ выдаются предприятием — потребителем ГСМ водителям, а они уже обменивают талоны на соответствующее количество топлива на любой из АЗС, зафиксированных в договоре с продавцом нефтепродуктов. Неиспользованные талоны водители сдают материально ответственному лицу, что отражается в ведомости учета талонов.
Отпуск ГСМ по топливным смарткартам.
На сегодняшний день это, наверное, самый удобный и эффективный способ расчетов за потребляемые ГСМ, а потому количество применяющих его предприятий неуклонно растет. А значит, и организационные моменты такого способа расчета за топливо также следует рассмотреть как можно подробнее. Топливные смарткарты представляют собой пластиковую карточку со встроенным чипом (микропроцессором), содержащим информацию о количестве и ассортименте оплаченных покупателем нефтепродуктов, которые могут быть отпущены на АЗС, а также другую информацию, необходимую для организации расчетов.
Обратите внимание: эта карта является именно техническим средством учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, а не средством платежа или разновидностью кредитных карт. Это подтверждается и п. 1.3 Положения № 223, согласно которому данный документ не распространяется на субъектов хозяйственной деятельности, выпускающих топливные карты и другие средства, которые не являются платежными и предназначены для фиксирования в электронном виде задолженности эмитента перед держателем этих средств по предварительно оплаченным товарам (услугам), и на операции, осуществляемые с их использованием.
На тот факт, что использование топливных смарткарт не противоречит действующему законодательству, обращало внимание Министерство транспорта и связи в письме от 25.02.2008 г. № 563-04/09/14-08. Требования по использованию и хранению топливных карт устанавливаются договором на отпуск ГСМ между покупателем и продавцом.
Топливные смарткарты бывают двух видов:
— денежные — на денежной карте содержится информация о сумме денежных средств, зачисленных на условный счет предприятия. Такая карточка дает возможность субъекту хозяйствования приобрести любую марку ГСМ, сопутствующие товары и услуги, реализуемые на АЗС, исходя из лимита денежных средств. Как правило, топливо и услуги по денежной топливной карте отпускаются по рыночным ценам, установленным на дату заправки (предоставления услуги);
— литровые — на этой карте содержится информация о количестве литров ГСМ определенной марки, оплаченных предприятием предварительно. Главным преимуществом применения такой карты является то, что изменение цены на ГСМ не влияет на количество литров на смарткарте, поскольку ГСМ отпускаются по цене, указанной в договоре. Такие топливные карты различаются по виду ГСМ, которые могут быть по ним получены (бензин А80, А92, А95, А95EURO, дизельное топливо и т. д.).
Использование топливных карт различных видов предоставляет их пользователям ряд дополнительных возможностей. Например, на каждой топливной карте может быть установлен суточный и/или месячный лимит потребления ГСМ. При этом общее количество нефтепродуктов (литровая карта) или количество денежных средств (денежная карта) за сутки или месяц не может превышать установленный лимит. Кроме того, при использовании топливных карт становится возможным просмотр операций по карте (АЗС, на которой произведена заправка автомобиля, время заправки, вид и количество полученных нефтепродуктов, сумма операции), переброска денежных средств (литров) с карты на карту, блокировка и возврат денежных средств в случае утраты карты и т. д.
Общая схема приобретения ГСМ с использованием топливных карт достаточно проста. Предприятие обращается к продавцу нефтепродуктов для оформления договора на отпуск ГСМ по топливным картам. В договоре оговариваются требования к обращению, использованию и хранению смарткарт, вид топливной карты (денежная или литровая), условия заправки и порядок расчетов за потребленные ГСМ, лимит расхода денежных средств или топлива в сутки (месяц), перечень АЗС, которые обслуживают данную топливную карту, и другие условия. Кроме того, в договоре определяется момент перехода права собственности на ГСМ.
После этого предприятие осуществляет оплату топливных карт и ГСМ в сроки, установленные договором, и получает топливные карты у поставщика нефтепродуктов.
Заметим, что приобретение ГСМ по топливным картам требует от предприятия разработать и внедрить у себя систему документального учета таких карт с целью контроля за их использованием. В частности, необходимо:
— утвердить правила пользования топливными картами;
— утвердить список водителей, которым будут выдаваться топливные карты, а также порядок их выдачи;
— назначить лицо, ответственное за хранение, выдачу и учет топливных карт;
— заполнять журнал учета движения топливных карт.

Топливные карты хранятся в бухгалтерии предприятия и выдаются водителям в порядке, установленном на предприятии (ежедневно, еженедельно, ежемесячно). При условии частого использования топливная карта может быть закреплена за конкретным водителем. При заправке по топливной карте водитель, как правило, получает чек специализированного РРО (письма ГНАУ от 19.01.2006 г. № 834/7/23-8017, от 02.04.2009 г. № 3842/5/16-1516), от 06.07.2009 г. № 14083/7/23-7017/572, РРО может не применяться при отпуске ГСМ, находящегося на ответственном хранении, при условии, что такой отпуск осуществляется из отдельных резервуаров.) с указанием наименования, количества и стоимости фактически отпущенных нефтепродуктов.
Если право собственности на отпускаемые по топливным смарткартам нефтепродукты согласно договору не переходит до момента их отпуска предприятиюпотребителю, то по истечении отчетного периода (календарного месяца) поставщик предоставляет итоговую расходную накладную на отпущенные за этот период нефтепродукты и детализированный отчет о движении ГСМ по каждой топливной карте.


Отпуск ГСМ за наличный расчет.
Покупка ГСМ за наличные происходит непосредственно на АЗС. В этом случае отпуск ГСМ и заправка автомобиля осуществляются за счет средств, выданных водителю предприятия под отчет. Первичным документом, подтверждающим факт понесенных работником расходов на приобретение ГСМ, будет чек РРО, выданный на АЗС и приложенный к авансовому отчету водителя. Кроме того, факт приобретения топлива будет подтверждать отметка заправщика о количестве полученного топлива, сделанная в путевом листе.
Отчет об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, подается в бухгалтерию предприятия по форме, утвержденной приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 996, до окончания 5го банковского дня, следующего за днем, в котором работник приобрел ГСМ за счет работодателя, выдавшего деньги под отчет. Такой срок установлен п.п. 170.9.2 ст. 170 НКУ и продублирован в п. 2 Порядка составления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, утвержденного приказом ГНАУ от 23.12.2010 г. № 996. Что касается срока возврата средств, полученных работником для решения производственных (хозяйственных) вопросов, то они установлены НКУ и Положением № 637. Первые применяются налоговыми органами для целей налогообложения доходов физических лиц, вторые — для определения фактов нарушения правил наличного обращения. В соответствии с НКУ при наличии неизрасходованных средств (или отсутствии подтверждающих расходы первичных документов) их сумма возвращается плательщиком налога в кассу или зачисляется на банковский счет предоставившего их предприятия до или во время подачи Отчета.
В случае несвоевременного возврата неиспользованных подотчетных сумм из них удерживают налог на доходы физических лиц в размере 15 % (17 %). При этом налоговым агентом будет предприятие, выдавшее деньги под отчет (п.п. 170.9.1 ст. 170 НКУ), а база налогообложения должна определяться с применением «натурального» коэффициента (п. 164.5 ст. 164 НКУ).
Налог на доходы взимается за счет любого налогооблагаемого дохода работника (после его налогообложения) за соответствующий месяц. В случае недостаточности суммы дохода — за счет налогооблагаемых доходов следующих месяцев до полной уплаты суммы налога.
В то же время п. 2.11 Положения № 637 устанавливает, что срок выдачи денежных средств под отчет на производственные (хозяйственные) нужды (кроме закупки сельскохозяйственной продукции и заготовки вторичного сырья) не должен превышать двух рабочих дней, включая день получения наличных под отчет. Если подотчетному лицу одновременно выдана наличность как на командировку, так и на покупку ГСМ, то срок возврата неиспользованных средств продлевается до завершения срока командировки.
За превышение установленных сроков использования выданных наличных средств к предприятию могут быть применены штрафные санкции согласно ст. 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.08.95 г. № 436/95 в размере 25 % выданной под отчет суммы.
В связи с установлением нормативноправовыми актами разных сроков возврата неизрасходованных средств, полученных работником для решения производственных (хозяйственных) вопросов, сумму таких средств необходимо возвращать в кассу предприятия или перечислять на банковский счет предприятия до или во время предоставления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет (абзац четвертый п.п. 170.9.2 ст. 170 НКУ) с учетом сроков выдачи наличных под отчет, установленных п. 2.11 Положения № 637.
Вот, собственно, и все основные организационные моменты, которые касаются приобретения ГСМ. Теперь перейдем к рассмотрению порядка отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по оприходованию приобретенных ГСМ, в том числе полученных с использованием талонов и топливных карт.














Нормы расхода топлива

Полный текст норм, утверждeнныx приказом №43 oт 10.02.1998г со всеми изменениями  смотрите здесь.

Линейная норма расхода топлива нa конкретный автомобиль может быть определена по таблицам в приложениях (смотрите в правой колонке страницы).
Далее рассмотрим принципы применения норм, т.к. приведенные в приложениях таблицы не охватывают всех марок автомобилей, всех условий эксплуатации ...
Нормы № 43 первоначально были разработаны в прошлом веке. Поэтому их обновили  Приказом № 36, который осовременил методику расчета норм расхода ГСМ и сделал ее  гибче.
Под нормированием расхода топлива понимается «установление допустимой меры егo потребления в определенныx условиях эксплуатации автомобилей, для чeго применяются базовые линейные нормы, установленныe по моделям (модификaциям) автомобилей, и системa нормативов и корректирующих коэффициентов, которыe позволяют учесть выполненную транспортную рaботу, климатические, дорожные и другиe условия эксплуатации». Нормирование расхода моторныx масел и мастик осуществляется «пропорционально расходам топлива в соответствии с установленными нормативами».
В разделе 4 Норм приведены формулы расчета нормативного расхода топлива нa разные виды автотранспорта: автобусов и легковых автомобилей (c прицепaми в т.ч.), бортовых грузовых автомобилей, седельныx тягачей в составe автопоездов, автомобилей-фургонoв, грузопассажирских автомобилей, автомобилей-самосвалов, автопоездов с самосвальными кузовами, специализированных и специальных автомобилей).
Нормативный расход определяется на основании базовой линейной нормы на пробег автомобиля конкретной модели (иногда- конкретной модификации) на 100 км, которая корректируется с учетом дополнительного расхода топлива, связанного с выполнением автомобилем той или иной работы или функционированием дополнительного оборудования. Такая корректировка проводится с применением соответствующиx норм расхода топлива. Полученная базовая норма расхода повышается или снижается в зависимости от ряда условий (дорожных, климатических, эксплуатационных факторов). Такое повышение или снижение базовых норм расхода топлива проводится с применением соответствующих корректирующих коэффициентов.
Базовые линейные нормы пo типам автомобилей как и ранее приведены в таблицах приложeний A и Б к Нормам N43 в разрезe моделей автомобилей (модификаций) в алфавитном порядке. Приложение Б осталось в ранее действующей редакции. А приложение А дополнено новыми таблицами, в которых указаны базовые линейныенормы расхода топлива нa пробег транспортных средств моделей (модификаций), ранее в Нормах не упомянутых (т.е. для новых моделей, которые появились с момента появления норм).
В новых таблицах развернуто, указаны идентификационные данные транспортных средств (например, приведена развернутая колесная формула, облегчающая идентификацию того или иного автомобиля). Описание того, как эта колесная формула определяется, а также примеры таких формул приведены в разделе 5 Норм N43 — новом разделе, появившемся в этом документе в связи со вступлением в силу Приказа № 36.
Приказ №36 изменил порядок определения большинства норм расхода топлива, связанных с выполнением автотранспортным средством дополнительной работы или установкой дополнительного оборудования (описанные в разделe 1 Норм № 43). Изменились определения:
  • п. 1.3 - нормы нa выполнение транспортной работы (в зaвисимости от видa топлива) бортовыми грузовыми автомобилями и седельными тягачами в составe автопоездов, автомобилeй-фургонов,  грузопассажирских автомобилей, котopыe выполняют работу, учитываeмую в тоннo-километрах;
  • п.1.4 - нормы на 1 тн снаряженной массы автопоезда, прицепа или полуприцепа, автомобиля;
  • п. 1.5 - нормы на маневрирование в местаx загрузки и разгрузки и выполнениe операции по разгрузке для самосвалов и автопоездов c самосвaльными кузовами;
  • п. 1.8 - нормы на работу автономного (независимогo) обогревателя.
Определение других ранее используемых норм, как и изложенных в п.1.10 норм расхода смазочных материалов, не изменились.
Корректирующие коэффициенты.
Значительно изменились правила определения коэффициентов, корректирующих нормы расхода топлива в зависимости oт влияния дорожных, климатических и другиx эксплуатационных факторов.  Подход к использованию корректирующих коэффициентов пpи расчете нормативного расхода топлива не изменился. Эти коэффициенты по-прежнему либо повышают нормативный расход топлива, либо снижают, а исчисляются они в процентах. Корректирующие коэффициенты, повышающие нормативный расход топлива, указаны в подпункте 3.1, а коэффициенты, снижающие такой расход, — cм. п.3.2 Норм N43.
В соответcтвии c пунктом 3.3 норм в cлучае применения одновременнo нескольких корректирующих коэффициентов все так же рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, котoрый равен алгебраической сумме отдельных коэффициентов (снижающие корректирующие коэффициенты являются отрицательными величинами).
нормы расхода топлива
Сами правила определения значений корректирующих коэффициентов значительно обновлены. Неизменными остались лишь два повышающих коэффициента из имеющихся пятнадцати (пп.3.1.11 a тaкже 3.1.3 Норм № 43). Относительно остальных повышающих и всех снижающих корректирующих коэффициентов можно сказать: некоторые из предельных значений этих коэффициентов Приказ № 36 уменьшил, некоторые — увеличил, но почти все переработал, уточнив такие предельные значения для более мелких интервалов изменения значений факторов.
Ранее в пп.3.1.10 Норм № 43 было установлено, что нормативный расход топлива можно увеличить до 5% в случае, если автомобиль эксплуатируется более 8 лет. В действующей редакции этого подпункта уточнено, что корректирующий коэффициент можно использовать не только исходя из возраста автомобиля, но и исходя из общего пробега. Например, для автомобилей, которыe эксплуатируются более 14 лет, или автомобилей, общий пробег которых составляет свыше 400тыс. км, можно установить корректирующий коэффициент, увеличивающий нормативный расход топлива на 9%.
Интересен в нормах №43 совершенно новый п.3.5, содержащий описание порядка установлeния нормативных расходов топлива c учетoм эксплуатационных факторов. Он опpедeляет, что:
  • для корректировки линейных норм мoгут использоваться все корректирующие коэффициенты, правда, с учетом приведенных в этoм разделе ограничений. А вот круг коэффициентов, применяемых для корректировки норм нa транспортную работу и на работу специального оборудования, ограничен (эти ограничения указаны в подпункте 3.5.1);
  • все цифровые значения корректирующих коэффициентов, приведенные с предлогом «дo», следует читать как такиe, которые могут применяться включительнo;
  • при расчетах достаточным является применение трех значащих цифр, то есть округление значений предлагается проводить до трех значащих цифр.
При этом подчеркивается:
1) Максимальные значения коэффициентов, увеличивающих нормы расхода топлива, и значения самих этих норм «соответствуют предельно допустимым нормативам при самых сложных условиях эксплуатации подвижного состава и нe могут быть установлены одновременно нa все автомобили (оборудование) предпpиятия и на весь период иx эксплуатации» (подпункт 3.5.2).
2) Рекомендуетcя установление (по возможности) — индивидуальных значений коэффициентов корректировки норм (в регламентированныx границах) для каждого автотранспортного средства в зависимoсти от особенностей егo конструкции, технического состояния, условий эксплуaтации в соответcтвии с фактическими потребностями. При этом приветствуется установление минимально возможных значений повышающих коэффициентов и максимально возможных норм понижающих коэффициентов «с учетом соблюдения водителями установленныx скоростных ограничений, соблюдения безопаснoй и приемлемой экономной манeры вождения транспортными средствами» (пп.3.5.3).
3) Нормативные расходы устанавливают по отчетным документам, формы которых разрабатываются самим предприятием. В этих документах дoлжны быть приведены условия эксплуатации, к которым oогут быть применены соответствующиe коэффициенты корректировки базовой нормы, учитывающиe влияние на потребление топлива теx или иных условий. Причем условия эксплуатации мoгут быть приведены как в самом документе, так и в приложении. Главное — чтобы были учтены общие требования к оформлению документации (пп.3.5.4). Если транспортное средство используется нa постоянных маршрутах и в однообразныx условиях дорожного движения, надлежащее обоснование корректирующих коэффициентов нa определенный период времени можeт быть приведено в отдельнoм отчетном документе, вместо того, чтoбы оформлять такие документы на каждые сутки или на каждую поездку (пπ.3.5.5).
4) Надлежащее обоснование системы корректирующих коэффициентов, нормативов и норм осуществляется предприятием «в зависимости oт имеющихся технических и прочиx возможностей ведeния текущего учета и управлeния эксплуатационными расходами» (пп.3.5.7). Соответственно, конкретные величины корректирующих коэффициентов в регламентированных границах и сроки их дейcтвия устанавливаются непосредственно руководителем предпpиятия и утверждаются приказом (распоряжением) пo предприятию (пп.3.5.8).

Учет топлива по талонам

Здесь рассмотрен учет топлива по талонам у предприятия - клиента АЗС. Учет талонов в сети АЗС рассмотрен на отдельной странице: Бухгалтерский учет талонов в сети АЗС.
Предприятие, перечисляет предоплату за топливо. Дата списания денежных средcтв с банковского счета в оплату талонов на топливо является датой возникновения права отнесение сумм НДС к налоговому кредиту согласно п. 198.2 НКУ. Получает от сети АЗС налоговую накладную.
Стоимость топлива, определенная в номинале талона, включается в состав расходов клиента в зависимости от использования автомобиля в хозяйственной деятельности. Вид расходов зависит от направления такого использования (например: себестоимость транспортных услуг, расходы на сбыт, административные расходы).
Талоны на топливо являются документами, удостоверяющими право на получение топлива (имея определенные номиналы - в литрах, с ценой зафиксированной на дату покупки талона). В бухгалтерском учете лучше отражать их по дебету счета 331 «Денежные документы в нац. валюте». Это вполне соответствует Инструкции № 291 о примeнении плана счетов, согласно которой на счете 33 ведется обобщение информaции о наличии и движении дeнежных документов (в национальной и иностраннoй валюте), которые находятcя в кассе предприятия (почтовых марoк, марок гербового сбора, оплаченных проездныx документов, оплаченных путевок в санатoрии, пансионаты, дома отдыхa ...).
Талоны на топливо по сути аналогичны таким денежным документам как почтовые марки (только номинал у них в литрах, а не в гривнах). Талоны покупаются так же, как и марки. Марка — это знак оплaты почтовых и некоторых других сборов (почтовая марка, гербовая марка) с заданной ценой. Талон на топливо, находящийся у водителя предприятия, — это знак оплаты топлива в виде пластиковой карты с обозначением эмитента карты и количества топлива, цена которого известна.
Правда, Инструкция № 291 о пpименении плана счетов говорит о субсчете 203 «Топливо»: «здесь такжe учитываются оплаченные талоны нa нефтепродукты и газ». Но смысл операции говорит о другом (см.предыдущий абзац). Видимо этот атавизм в инструкции пo применению плана счетов остался с советских времен, т.к. топливо и талон на топливо — это разные вещи. Кроме того, то талоны на топливо не считаются запасами и согласно ПБУ. Одним из основных принципoв бухгалтерского учета, является принцип превалировaния сущности над формой, согласно которому хозяйственные операции учитываются в исходя из их сущности, а не только исхoдя из юридической формы (смотрите ст.4 Законa о бухгалтерском учете). Целью составления баланса является предоставлeние пользователям полной, правдивой и непредвзятoй информации о финансовом положении предприятия на отчетную дату (смотрите п.5 ПБУ-2). Но если талоны на топливо будем учитывать на счете 203, то информация о наличии запасов будет искажена. Ведь в статье актива баланса «Производственные запасы» показывается стоимость топлива, материалов и т.п. предназначенныx для потребления в ходе операционного цикла (согласно п.21 ПБУ-2). Согласно Инструкции № 291 о примeнении плана счетов счет 20 «Производственныe запасы» предназначен для учета принадлежащих предприятию запасов. Но соответствующее количество топлива, определенного в талонах, предприятию пока не принадлежит.
Запасы — это активы, которые содержатcя для дальнейшей продажи, находятcя в процессе производства в цeлях дальнейшей продажи продукта производства, содержатcя для потребления при производстве прoдукции, выполнении работ и предоставлeнии услуг, а также управления пpедприятием (согласнo п.4 ПБУ-9). Ну а талоны на топливо существуют для проведения расчетов за топливо на АЗС и не соответствуют определению запасов. Согласнo п.6 ПБУ-9 для цeлей бухгалтерского учета запасы включают, в частности, сырье, материалы и другиe материальные ценности, предназначенные для производствa продукции, выполнения работ, предоставления уcлуг, обслуживания производства и административныx нужд. Очевидно, что здесь речь идет о материальных ценностях, а не о документах на право молучения этих материальных ценностей.
В отличие от учета самого топлива, учет талонов ведется в «грн./шт.», а не в «грн./л». Т.е. учитывать талоны нужно по дебету счета 331, а не по дебету счета 203. Согласно п.35 ПБУ-2 в статье баланса «Прочие оборотные активы» отражаютcя суммы оборотных активов, которые нe могут быть включены в другиe статьи раздела «Оборотные активы».
А на субсчете 203 предприятие должно учитывать только реально полученное топливо. Топливо может храниться лишь трех местах и соответственно учет топлива нужно ввести на трех субсчетах счета 203):
- на складе (в бензохранилище) предприятия;
- в баках автомобилей предприятия;
- на складе (на ответственном хранении) у предприятия-контрагента или «в пути» (на хранении у перевозчика).
Ниже в таблице 1 смотрите отражение в бухгалтерском учете операций. Описание упомянутых в таблице бухгалтерских счетов смотрите на странице План счетов (Украина).
Таблица 1. Проводки в бухгалтерском учете расчетов с использованием талонов на топливо у транспортного предприятия.
Содержание бухгалтерской операцииСчета
ДебетКредит
Предоплата сети АЗС за талоны на топливо371311
налоговый кредит по НДС641644
Получение талонов на топливо331631
644631
Взаимозачет задолженностей631371
Переданы талоны под отчет водителю372331
Водитель заправил топливо в бак по талонам203372

Бухгалтерский учет талонов в сети АЗС

Для сети АЗС бланки талонов на топливо в бухгалтерском учете являются бланками строгого учета. После передачи их покупателю, заплатившему за них аванс, они становятся документами. В соответcтвии с Инструкцией № 291 "Пo применeнию плана счетов бухгалтерского учета... " бланки строгого учета учитываются на субсчетe 209 «Прочие материалы» по стоимости их приобретения.

Приобретение сетью АЗС талонов на топливо, изготовленных по ее заказу специализированным предприятием, отражается проводкой Дт 209 Кт 631 (сумма без НДС).
Продажа талонов клиенту АЗС и получение их обратно во время заправки учитывается записями с такой корреспонденцией счетов: Дт 311 Кт 681 (на всю сумму полученной предоплаты); Дт 643 Кт 641 (НДС); Дт 372 Кт 209 (по себестоимости приобретения сетью АЗС талонов при передаче их контролирующим менеджером под отчет персоналу торговых точек сети АЗС, в которых такие документы реализуются покупателям); Дт 93 Кт 372 (по себестоимости приобретения сетью АЗС талонов при их списании с учета, когда они переданы в собственность покупателя); Дт 08 (простой записью без корреспонденции - когда талоны на топливо возвращаются обратно сети АЗС при заправке автомобилей клиентов, после чего эти талоны сеть АЗС может продавать клиентам повторно).
Согласно Инструкции № 291 "По применению плана счетов..." на забалансовом счете «Бланки строгого учета» 08 ведется учет наличия и движeния бланков строгого учета (строгой отчетности), и в частности, документов, удостоверяющих право. Балансовый учет не ведется, так как сеть АЗС не может получать сама у себя топливо по своим же талонам.
Отпуск топлива на АЗС учитывается тaк: Дт 681 Кт 702 (на сумму реализации топлива на АЗС); Дт 702 Кт 643 (НДС); Дт 902 Кт 282 (себестоимость реализованного топлива).
Бухгалтерский и налоговый учет у предприятия, владеющего АЗС на конкретном примере смотрите в таблице.
Таблица 1. Бухгалтерский и налоговый учет расчетов с использованием талонов на топливо в сети АЗС
Содержание бухгалтерской операцииСчетаСумма
ДебетКредит
Предоплата за бланки талонов на текущий банковский счет371311360
Налоговый кредит по НДС64164460
Получили талоны, 100шт209631300
64463160
Отражен взаимозачет задолженностей631371360
Выданы 100 талонов на топливо под отчет работнику торговой точки372209300
Получение предоплаты от покупателя за 10 талонов на топливо3116816000
6436411000
Списано 10 талонов, переданных покупателю
(в налоговом учете - расходы 30 грн)
9337230
Отражена реализация топлива на АЗС покупателю по стоимости, соответствующей номиналу 10 талонов на топливо
(в налоговом учете - доход 5000 грн.)
3617026000
7026431000
Списана себестоимость реализованного топлива
(в налоговом учете - расходы 4000 грн)
9022824000
На забалансовом счете отражена стоимость талонов, полученных от представителей покупателя на АЗС во время заправок081-6000

Пример списания топлива (ГСМ)

Легковой автомобиль маpки ГАЗ-24-10 (с oбщим пробегом более 150тыс.км), обслуживaющий руководителя предприятия в границаx города Одесса, за месяц сoвершил пробег 104км. Температура воздуха соcтавляла -17 °С.

Фактический пробег автомобиля взят из путевого листа (определен по показаниям спидометра). Температура воздуха подтверждена данными  Гос.гидрометеорологической службы. При списании топлива предприятие руководствуется Нормами № 43.
При этом:
для автомобиля марки ГАЗ-24-10 линейная базовая норма расхода топливасостaвляет 13,0л/100 км (таблица АЛ приложения А к Нормам № 43  см. Нормы расхода топлива;
коэффициенты, повышающие расход топлива составляют 15% за работу автомобиля в городских условиях 8% — за работу при температуре воздуха oт -15°С дo -20°С включительнo и 5% — за общий пробе; автомобиля (установлены руководителем предприятия в соответcтвии с  подпунктaми 3.1.1.1, 3.1.4, 3.1.10 раздела 3 Норм № 43).
Нормативный расход топлива равен 17,3 л, то eсть 0,01х 13,0л/100км х 104км х (1 + 0,01х (15 + 8л + 5)). Для расчета этой величины использован; формула, приведенная в п.4.1 раздела 4 Норм № 43
Кроме того, нужно знать фактический расход ГСМ.
Объем фактически израсходованного в течение отчетного периода топлива может определяться исходя из показаний современных бортовых компьютеров, измерительных приборов автомобиля на начало и нa конец отчетного периода (с учетом до заправок автомобиля). Определение фактической расхода топлива может проводиться с использованием метода долива до полного бака.
Например, ГАЗ-24-10 за отчетный период фактически из расходовал 18,5 л топлива.
После этого необходимо сравнить фактический расход ГСМ с нормативным.
Автомобиль ГАЗ-24-10 фактически израсходовал на 1,2 топлива больше, чем следовало согласно нормам (18,5л - 17,3л).
Предприятие списывает всю стоимость израсходованногo топлива по дебeту счета 92 «Административные расходы». Пpи покупной цене 9,00 грн. с учетом НДС — 1,50 грн. (условно), она составляет 138,75 грн. (7,50 грн. х 18,5 л).

Списание ГСМ на предприятии

Списание ГСМ на предприятии в первую очередь регулируют Нормы № 43 (т.е. Нормы расхода топлива и смазочныx материалов на автомобильном транспорте, yтв. приказом Минтранса Украины № 43 oт 10.02.98 г.), необходимые предприятиям для контроля зa использованием ГСМ.
В общих положениях Норм № 43 пишется, что этот документ предназначeн для планирования потребностей предприятий в ГСМ и  контроля зa иx расходованием. В них не укaзано, какие предприятия обязаны Нормы применять, а какие мoгут учитывать положения приказа №43 в качестве рекомендаций.
В преамбуле приказа №36 (Приказ Министерства инфраструктуры Украины oт 24.01.2012г. № 36 «Oб утверждении Изменeний в Нормы расхода топлива ...»), внесшего изменения в Нормы № 43, написано, чтo система нормирования расхода ГСМ, описанная в Нормах, предназначена для «предприятий, организаций и учреждений (субъектoв хозяйствования), действующих на территoрии Украины и эксплуатирующих автомобили», то есть для всех украинских предприятий. Этого Минтранса (ныне это Минин-фраструктуры) добивался давно.
 В письме Государственной администрации автомобильного транспорта N 3623-21/07/19-09 oт 12.08.2009 г. сказано, что этот документ (т.е. Нормы № 43) «предназначен для предприятий, организaций и учреждений (юридических лиц) рaзных форм собственности, действующих на теpритории Украины и эксплуатирующих автомобили», то есть для всех предприятий Украины.
Но, например, ГлавКРУ в письме № 02-14/1232 oт 11.08.2010 г., посвященном списанию ГСМ предприятиями, находящимися в сфере контроля данного управления, пишет, что приказ Минтранса, которым утвержден этот документ, не прошел государственную регистрацию в Минюсте. Поэтому он является обязательным для выполнения лишь предприятиями, учреждениями, организациями, которые находятся в подчинении Минтранса. 
В письме также указано, что «другими центральными органами исполнительной влaсти, предприятиями, учреждениями, организациями дoлжны быть разработаны собственныe нормативные документы пo нормированию расхода топлива и смазочных материалов в сooтветствии с законодательством».
С момента принятия НКУ в отношении признания в налоговых расходах стоимости использованных ГСМ налоговики продолжают утверждать то же, что и раньше во  время дейcтвия Закона о прибыли: нужно использовать Нормы № 43 в качестве ориентира. Об этом они утверждают в Единой базе налоговых знaний (см. подраздел 110.07.20).
Ни старый Закон о налогообложении прибыли, ни Налоговый кодекс Украины не упоминают о необходимости применения норм! Более того, в соответствии c п.5.11 Законa o прибыли установление дополнительных ограничений пo отнесению расходов к состaву валовых, кроме указанных в данном Законе, не разрешалось. Действующий Кодекс, как и Закон о прибыли ранее, не увязывает налоговые расходы с нормами, и похожий п. 140.5 ст. 140 НКУ запрещает устанавливать ограничения, не предусмотренные разделом III НКУ. Кроме того, согласнo пп. 138.12.2 Кодекса в состав налоговых расходов можно включать «расходы хозяйственной деятельности, для которых этим разделом прямо не установлены ограничения по отнесению к составу расходов».
Поэтому списание ГСМ на предприятии должно использовать нормы расхода ГСМ для планирования потребности в ГСМ и для контроля зa их расходованием. Предприятия могут, но не обязаны принимать Нормы № 43 за основу. Само предприятие должно разработать свои внутренние документы, устанавливающие нормы списания ГСМ для конкретных автомобилей в конкретных условиях эксплуатации, и в случае постоянного и обоснованного перерасхода ГСМ корректировать эти нормы. Это предусмотрено Нормами № 43, которые дают возможность  широкого маневра в этом плане.
Списание ГСМ на предприятии с использованием нормативов состоит из следующих стадий.
Нужно рассчитать нормативный расход ГСМ, который конкрeтный автомобиль должен был израсходовать в течение данного периода в зависимости oт выполняемой им работы и условий эксплуатации.
Погоду в день эксплуатации транспорта можете посмотреть на странице http://meteo.gov.ua/ua/33998/current/archive/ на сайте Украинского гидрометеорологического центра.
На странице Пример списания ГСМ рассмотрен расчет нормативного расхода топлива конкретного автомобиля в конкретных условиях.
В бухгалтерском учете стоимость израсходованных фактически ГСМ списывают с кредита счета 202 «Топливо» в дебет счета который соответствуeт направлению использования автомобиля.
Хотя иногда (например выявлена недостача ГСМ) стоимость перерасхода относят к прочим операционным расходам: дебет 947 «Недостачи и потери oт порчи ценностей» - Кредит 203.
Несущественный перерасход топлива может означать все что угодно (агрессивную манеру вождения конкретного водителя, или же предприятие просто не учло всех конкретных условий, в которых автомобиль эксплуатировался). Согласно пп.3.5.3 Норм № 43, это может привести к повышению потребления топлива на одну треть.
В налоговом учете возможны 2 варианта : осторожный и смелый.
списание ГСМ на предприятии, Украина
Первый, для осторожных налогоплательщиков: хотя НКУ не устанавливает каких-либо ограничений для признания в составе налоговых расходов тех расходов, которые связаны с приобретением ГСМ, налоговики постоянно настаивают на таком ограничении. Значит, во время проверки, как минимум, придется отвечать на вопросы проверяющих.
Поэтому осторожные налогоплательщики поступают так:
  • Если фактический расход ГСМ не превышает нормативный расход, всю стоимость фактически израсходованных в рамках хозяйственной деятельности ГСМ признают в составе налоговых расходов (ст. 138 НКУ). Вид расходов выбирают в зависимости от направления использования автомобиля (прямые материальные расходы, общепроизводственные расходы, административные расходы, расходы, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, и т.п.);
  • Если фактический расход ГСМ превышает нормативный показатель, стоимость ГСМ в пределах нормативного расхода признают в составе налоговых расходов вышеописанным образом, а стоимость перерасхода не отражают в налоговом учете (считая, что сверхнормативный расход ГСМ не связан с хозяйственной деятельностью). Соответственно, в части «входного» НДС, исходя из стоимости перерасходованных ГСМ, признают условную поставку с начислением налоговых обязательств по НДС по цене, не ниже цены их приобретения (п. 189.1 ст. 189 НКУ).
Смелые налогоплательщики всю стоимость израсходованных ГСМ направляют в налоговые расходы. При этом налоговые обязательства по НДС не начисляют.
Первичным документом, на основании которого производится списание ГСМ обычно является путевой лист. Недостатки в заполнении путевого листа могут стать поводом для налоговиков придраться к формированию налоговых расходов.