среда, 28 ноября 2012 г.

Доход Расход: Пенсионный фонд открыл веб-портал позволяющий кажд...

Доход Расход: Пенсионный фонд открыл веб-портал позволяющий кажд...: Сегодняшний день невозможно представить без достижений научно-технического прогресса. Органами Пенсионного фонда Украины делается всё д...

Пенсионный фонд открыл веб-портал позволяющий каждому отслеживать свой стаж


Сегодняшний день невозможно представить без достижений научно-технического прогресса. Органами Пенсионного фонда Украины делается всё для того, чтобы сделать сервисы, адресованные пенсионерам, работодателям и всем остальным гражданам, удобными, понятными и функциональными.
Одним из первых в 2007 году Пенсионный фонд Украины внедрил электронную форму отчетности с применением электронной цифровой подписи. На сегодня таким видом предоставления отчетности по Донецкой области пользуются более чем 46,1% плательщиков единого взноса, при этом более чем на 83,0% застрахованных лиц вносятся данные в электронном виде в базы системы персонифицированного учета.
Одним из следующих этапов был перевод существующих баз данных плательщиков и застрахованных лиц на Веб-технологии. На Веб-технологии были переведены электронные базы по учету плательщиков и приёму отчетности
Переводом большей части существующих баз данных на Веб-технологии и внедрением в 2010 году ежемесячной отчетности по персонифицированному учету пенсионная реформа подошла к завершающему этапу подготовки к Накопительной системе.
Важным шагом в этом году было внедрение с 1 октября на существующих информационных системах Пенсионным фондом Украины Веб-портала электронных услуг, которое предусмотрено распоряжением Кабинета Министров Украины от 26.06.2012 № 401-р.
Основная задача, которую будет выполнять Веб-портал, - это улучшение качества обслуживания граждан, внедрение технологий электронного правительства в социальной сфере.
На Веб-портале для граждан размещены образцы заявлений, бланков, других необходимых документов для назначения или перерасчета пенсий, которые дают возможность распечатки или заполнения их в электронном виде.
Для страхователей – плательщиков единого взноса (как юридических лиц, так и для физических лиц – предпринимателей, самозанятого населения) присутствует информация об условиях начисления и уплаты единого взноса, условия и порядок составления и предоставления отчетности, порядок проведения органами Пенсионного фонда документальных проверок, досудебное обжалование решений органов Пенсионного фонда Украины, другая информация, которая связана с регулированием правовых и финансовых отношений между органами Фонда и страхователями и др.
Функционирование Веб-портала электронных услуг Пенсионного фонда Украины регламентировано Порядком предоставления органами Пенсионного фонда Украины услуг в электронном виде, который утвержден постановлением ПФУ от 07.09.2012 № 16-1.
Данным Порядком оговорены условия регистрации на Веб-портале. После регистрации на Веб-портале каждый гражданин будет иметь возможность свободного доступа к своей персональной учетной карточке о сведениях, которые накапливаются с 1 июля 2000 года по заработной плате (доходе) по всем работодателям, а пенсионер, кроме этого, может ознакомиться пенсионными выплатами.
Для страхователей (работодателей) после регистрации на Веб-портале предусмотрена возможность получить информацию о состоянии ведомостей на застрахованных лиц, которые предоставлял этот работодатель; состояния обработки отчета, предоставленного в электронном виде; состояния взаиморасчетов по обязательствам.
Чтобы стать пользователем электронных сервисов Веб-портала и иметь возможность в любое время получать нужную информацию, следует прежде всего побеспокоиться о том, чтобы были выдержаны все нормы действующего законодательства о защите информации. 
С этой целью необходимо обратиться с заявлением на доступ к Веб-порталу в территориальный орган Пенсионного фонда Украины по месту регистрации гражданина, физического лица - предпринимателя, самозанятого лица или юридического лица.
При заполнении заявления указываются:
* гражданами:
- фамилия, имя, отчество;
- идентификационный налоговый номер или серия и номер паспорта для лиц, которые по религиозным убеждениям отказались от идентификационного номера;
- номер свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании;
- дата государственной регистрации в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей (только для предпринимателей).
* страхователями (предприятий, учреждений и организаций:
- полное наименование юридического лица (страхователя);
- дату государственной регистрации в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц – предпринимателей;
- код ЕГРПОУ.
После регистрации заявления сотрудником Пенсионного фонда выдаётся регистрационный номер, который используется при личной регистрации на сайте Веб-портала.
Хотелось обратить внимание, что при регистрации на Веб-портале гражданином самостоятельно определяется логин и пароль входа в систему, которые являются защитой от несанкционированного доступа другими пользователями. Это следует помнить и не передавать их посторонним людям.
Преимущества, которые несет в себе функционирование Веб-портала, заключаются в том, что не выходя из дома, используя возможности сети Internet каждый гражданин может записаться на приём в удобное для него время и к выбранному руководителю; отслеживать состояние своей учетной персональной карточки, правильность и полноту информации, которую на него подает в органы Пенсионного фонда его работодатель, и вовремя требовать от своего работодателя исправления допущенных ошибок, чтобы не потерять ни дня своего страхового стажа при начислении (перерасчетах) пенсии; а пенсионер ознакомится с размером и составляющими пенсии.
Не смотря на то, что Веб-портал начал своё функционирование с 1 октября, из общего количества зарегистрированных заявлений по Украине, наиболее активными пользователями (а это примерно треть) оказались жители Донецкой области.
Для того, чтобы самостоятельно разобраться в особенностях функционирования Веб-портала электронных услуг Пенсионного фонда Украины, можно обратиться на его страницу в сети Internet http://portal.pfu.gov.ua/.
Как показывают отзывы пользователей, такая форма работы Пенсионного фонда Украины уже на начальном этапе получила положительную их оценку.Пенсионный фонд открыл веб-портал позволяющий контролировать свою учетную карту

четверг, 22 ноября 2012 г.

Единый налог. Актуальные вопросы


Переходящие сделки: порядок отражения
доходов предприятиями
С общей системы налогообложения на упрощенную. В этой части законодательному регулированию подвергся учет доходов от продажи товаров (работ, услуг), предоплата которых состоялась во время пребывания продавца на общей системе налогообложения, а отгрузка (предоставление) - после перехода на единый налог. В частности, с 01.07.2012 г. данная операция непосредственно названа в составе доходов предприятий-единоналожников12 (п. 292.3 НКУ). До появления данного предписания формальных оснований для признания таких доходов не было. Несмотря на это, мы и тогда рекомендовали отражать их (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 12, с. 22), что было обусловлено высокой вероятностью появления фискальных консультаций со стороны ГНСУ (что в дальнейшем подтвердилось, см. Единую базу налоговых знаний, раздел 240.04), а также здравым смыслом (в противном случае создавался бы плацдарм для уклонения от уплаты налогов).
При этом, как установлено п. 292.6 НКУ, такой доход возникает по дате отгрузки предоплаченного товара (выполнения работ, оказания услуг). Подобная конкретизация, безусловно, лишь на пользу, особенно учитывая то, что в названной выше консультации налоговики не обоснованно настаивали на отражении таких доходов в первом отчетном периоде после перехода на единый налог (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 240.04).
Стоит также отметить, что законодатель почему-то умолчал о том, нужно ли в сумме дохода учитывать НДС. Что касается нашего мнения, такой доход необходимо отражать без учета НДС, обоснованием чему могут послужить и общие нормы (п.п. 1 п. 292.11 НКУ).
С упрощенной системы налогообложения на общую. С 01.07.2012 г. п.п. 135.5.14 НКУ устанавливает, что в доходы по налогу на прибыль попадают средства или прочая компенсация (за исключением сумм НДС), полученные за товары (работы, услуги), отгруженные во время пребывания на упрощенной системе налогообложения (при условии, что данная операция не была обложена единым налогом). При этом заметьте: оговорка об исключении из дохода суммы НДС действует, судя по всему, вне зависимости от того, осталось ли предприятие плательщиком НДС после перехода на общую систему. Такие доходы отражаются по дате поступления таких средств/прочей компенсации.
Кроме того, в периоде отражения таких доходов и в размере, пропорциональном им, плательщик вправе показать расходы в части себестоимости соответствующих товаров, работ или услуг (п. 7 подраздела 4 раздела XX НКУ), о чем также см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 12, с. 14.
В качестве итога стоит заключить: внесение данного изменения не означает, что ранее следовало поступать иначе: несмотря на то что с формальной точки зрения такие средства выпадали из-под налогообложения, налоговики все равно настаивали на их включении в доход, о чем см. Единую базу налоговых знаний (раздел 110.28) и «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 12, с. 14. Также см. об этом в разделе, посвященном изменениям в налоге на прибыль.

Переход в другую группу единого налога

Наконец-то в НКУ прямо указано, что единоналожник имеет возможность изменять группу не только в обязательном, но и в добровольном порядке. Напомним, что до 01.07.2012 г. изменение группы единоналожниками (группы 1 и 2) прямо допускалось лишь в обязательном порядке, в частности при превышении ими предельно допустимого дохода. В таком случае единоналожнику, для избежания аннулирования свидетельства, следовало не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором произошло превышение дохода, подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление (в частности, Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, форма которого утверждена приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675, в п. 5.2 которого с этой целью предусмотрены соответствующие поля). Подробнее об этом см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 4, с. 53. Что касается добровольного изменения группы, то на этот счет НКУ не содержал однозначных предписаний (косвенно, такая возможность следовала лишь из п. 299.12 НКУ), что позволяло ГНСУ разъяснять данный вопрос фискально (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 230.01). Единственно, о чем, по мнению чиновников, могла идти речь, так это о добровольном переходе в третью группу по ставке 3 % (см. п.п. 3.6.5 Положения № 1394 и письмо ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117), а также смене ставки налогообложения (абз. «г» п.п. 4 п. 293.8, п.п. 5 п. 293.8 НКУ с учетом положений указанного выше письма).
В то же время отныне возможность добровольного изменения группы прямо прописана в п.п. 298.1.5 НКУ. Такой переход осуществляется при условии:
1) соответствия объема дохода предпринимателя требованиям,выдвигаемым для группы, в которую он желает перейти (на протяжении предыдущего календарного года, что следует из п. 292.16 НКУ, а также, очевидно, с начала года, в котором происходит переход);
2) соблюдения «недоходных» требований к соответствующей группе единого налога. При этом, по нашему мнению, соответствовать данному условию единоналожник должен именно на момент изменения группы. В то же время не исключено, что налоговики выдвинут условие о соблюдении данных требований в течение предыдущего календарного года, однако должны заметить, формальных оснований для этого нет;
3) подачи заявления в налоговую инспекцию не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего квартала (т. е. квартала, с которого единоналожник будет находиться в новой группе). Таким образом, реализовать данное право единоналожникам, судя по всему, получится лишь с четвертого квартала (в таком случае заявление должно быть подано не позднее 14 сентября). Что касается формы заявления, то таковым, видимо, должно выступать Заявление о применении упрощенной системы налогообложения, форма которого утверждена приказом Минфина от 20.12.2011 г. № 1675 (с этой целью в его п. 5.2 делается соответствующая отметка).
При этом стоит обратить внимание на возможность предпринимателей 1 и 2 групп перейти в группу 3 сразу же на ставку 3 %. По нашему мнению, препятствий для такого перехода нет, о чем см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 4, с. 50 (однако как и прежде, существует проблема с охватом таких лиц понятием «лицо» согласно п.п. 14.1.139 НКУ, о чем см. далее). В то же время для окончательного разрешения данного вопроса необходимо ожидать изменений в Положении № 1394. Также стоит подождать разъяснений ГНСУ, причем содержание предыдущих писем налоговиков, посвященных этому вопросу (см. письмо ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117), дает основания ожидать либеральное мнение с их стороны.
Кроме того, п.п. 298.1.5 НКУ также установлено, что при изменении группы единоналожником 3 группы у него аннулируется Свидетельство об уплате НДС, что в принципе и так очевидно. Основанием такого аннулирования является п.п. «в» п. 184.1 НКУ, причем оно может осуществляться по инициативе как налогоплательщика, так и налогового органа (в последнем случае подтверждающим документом для принятия решения об аннулировании будет Свидетельство или корешок Свидетельства об уплате единого налога, о чем см. в абз. 5.5.2.2 пл. 5.5.2 Положения № 1394).

Сколько раз лицо может подавать Заявление
о переходе на единый налог?

Изменена формулировка п.п. 298.1.4 НКУ, на основании которой налоговики отказывали в удовлетворении заявлений о переходе на единый налог более одного раза в году, в том числе и от тех субъектов, Заявления которых не были удовлетворены (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 230.01). Несмотря на абсурдность данной ситуации, законодатель не оставил ее без внимания и внес необходимые корректировки: в частности, теперь п.п. 298.1.4 НКУ устанавливает, что субъект хозяйствования может осуществить переход на упрощенную систему налогообложения один раз в течение календарного года. В свою очередь, указание на то, что плательщик может принять решение о таком переходе лишь раз в году, исключено. Кроме того, подобное указание также исключено и из оснований для отказа в выдаче Свидетельства в п.п. 3 п. 299.9 НКУ (теперь оно ссылается на п.п. 298.1.4 НКУ). Таким образом, все стало на круги своя: в частности, привязка делается именно к факту перехода лица на единый налог, а не к подаче Заявления (хотя по идее и раньше следовало поступать именно так). При этом формальное прочтение п.п. 298.1.4 НКУ позволяет полагать, что это ограничение действует лишь в календарном году, в котором был осуществлен переход на единый налог. В свою очередь, если лицо находится на едином налоге более календарного года и добровольно переходит на общую систему, то для обратного перехода на единый налог в этом же году формальных препятствий нет.


Единый налог и НДС

Начнем с того, что внесенными изменениями изложено в новой редакции определение понятия «лицо» для целей НДС. Выглядит оно теперь проще и содержит меньше поводов для дискуссий. В частности, с 01.07.2012 г. п.п. 14.1.139 НКУ прямо установлено, что единоналожники не считаются «лицами» для целей НДС, за исключением:
1) единоналожников по ставке 3 % (юрлиц и предпринимателей). До этого момента они и так были включены в число лиц, поэтому их выделение ничего не изменило;
2) единоналожников по ставке 5 % (юрлиц и предпринимателей), которые добровольно переходят на ставку 3 %. В этой части следует сделать два замечания. Во-первых, как видим, исключена привязка к объему и удельному весу поставок работ/услуг плательщикам НДС. Теперь лицом считается любой единоналожник на ставке 5 %, пожелавший стать плательщиком НДС в добровольном порядке. Причем обратите особое внимание на то, что с 01.07.2012 г. все ограничения для добровольной НДС-регистрации сняты, т. е. плательщиком НДС может быть зарегистрирован любой субъект, считающийся лицом в понимании п.п. 14.1.139 НКУ (подробнее об этом см. в статье данного номера, посвященной изменениям в учете НДС). Во-вторых, следствием из изложенного выше материала является то, что формально лицами среди упрощенцев считаются лишь плательщики единого налога по ставке 5 % (т. е. предприниматели 3 группы и предприятия), в то время как единоналожники 1 и 2 групп оставлены без внимания, однако, должны заметить, ранее данный факт не мешал чиновникам разъяснять вопрос об НДС-регистрации таких лиц в случае перехода в гр. 3 либерально, о чем см. письмо ГНСУ от 31.01.2012 г. № 2955/7/18-3117.
Изменения затронули и непосредственный порядок перехода на единый налог по ставке 3 %. Во-первых, из п.п. 4 п. 293.8 НКУ исключен абз. «г», что, учитывая указанные выше новшества в части определения «лица», совершенно логично. Во-вторых, изменен абз. «б», формулировка которого до настоящего времени вызывала массу вопросов. Так, с 01.07.2012 г. им установлено, что единоналожник по ставке 5 % может избрать ставку 3 % в случае регистрации им плательщиком НДС (очевидно, что такая регистрация осуществляется им лишь в добровольном порядке). В данном случае заявление об НДС-регистрации должно быть подано не позднее чем за 15 календарных дней до начала квартала, в котором планируется применение ставки 3 %, при этом плательщиком НДС лицо будет считаться с первого числа квартала, в котором начнется применение данной ставки (пл. 183.4 и 183.5 НКУ). Что касается заявления об изменении ставки, то оно должно быть подано не позднее чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет осуществлена регистрация НДС.
В свою очередь, относительно избрания ставки 3 % прочими субъектами изменений не вносилось (надеемся, не изменится и либеральная позиция налоговиков по этому вопросу). Кроме того, все по-прежнему и в части НДС-регистрации после перехода с упрощенной системы налогообложения (без НДС) на общую, с той лишь разницей, что если такое лицо не подпадает под критерии обязательной регистрации, оно вправе зарегистрироваться плательщиком НДС без необходимости соблюдения каких-либо условий, при этом заявление об НДС-регистрации в данном случае должно быть подано не позднее чем за 20 календарных дней до периода, с которого лицо будет считаться плательщиком НДС (пп. 183.3 и 183.4 НКУ).
Предприниматели и «неосвидетельствованная» деятельность

Одно из наиболее интересных дополнений внесено в подраздел 8 раздела XX НКУ. В частности, его п. 2 установлено, что нормы п.п. 2 п. 293.4 и абз. 7 п.п. 298.2.3 НКУ в 2012 году не применяются. Это означает, что если предприниматель в этом промежутке времени осуществлял деятельность, не указанную в Свидетельстве, то к нему не применяются ни ставка 15 % (в части доходов от такой деятельности), ни единоналожная разрегистрация. Данное, на первый взгляд, положительное нововведение омрачают лишь два факта. Во-первых, то, что за окном уже середина 2012 года и к некоторым предпринимателям уже могли быть применены указанные выше санкции.
Во-вторых, формулировка данного правила содержит почву для разночтений. В частности, предположим, в 2012 году единоналожник осуществил не соответствующую Свидетельству операцию и при его проверке в 2013 году данный факт был выявлен. Возникает вопрос: смогут ли к нему применить соответствующие санкции? По нашему мнению, это как раз тот случай, в котором, по причине неудачных формулировок, следует уходить от излишнего формализма и более ориентироваться на идею нормы. В связи с этим санкции в описанной ситуации применять нельзя (в противном случае рассматриваемая норма лишается всякого смысла).

Вид деятельности единоналожников 3 группы
не фиксируется в Свидетельстве

Предписание п.п. 5 п. 298.3 НКУ после изложения его в новой редакции устанавливает, что в Заявлении о переходе на единый налог указываются избранные предпринимателями первой и второй групп (!) виды хозяйственной деятельности согласно КВЭД-2010.
Несмотря на кажущуюся малозначительность данного изменения, оно представляет определенный интерес. Дело в том, что до настоящего момента п. п. 5 п. 208.3 НКУ требовал указания видов деятельности, в том числе и от предпринимателей третьей группы, причем формальное прочтение НКУ позволяло говорить о том, что осуществление иной («неосвидетельствованной») деятельности может привести их к снятию с упрощенки (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 4, с. 53), чем не преминули воспользоваться налоговики (см. Единую базу налоговых знаний, раздел 230.11). В то же время отныне указание видов деятельности требуется лишь от предпринимателей первой и второй групп (что логично, поскольку их ставка налога напрямую зависит от вида осуществляемой деятельности). Что касается третьей группы, то поскольку при подаче Заявления вид деятельности ими не отражается, он будет отсутствовать и в Свидетельстве (что важно, уточнение об этом внесено и в п.п. 5 п. 299.11 НКУ: теперь им также установлено, что виды деятельности указываются лишь в Свидетельствах предпринимателей первой и второй групп), а значит, с 01.07.2012 г. они вправе заниматься любыми видами деятельности (за исключением запретных) без риска единоналожной разрегистрации.
Кроме того, обращает на себя внимание исключение предписания о необходимости указывать в заявлении виды производимого товара (продукции).


Указание КВЭД в Заявлении

Несмотря на то что до отмены КВЭД-2005 осталось еще полгода, отныне в Заявлении о переходе на уплату единого налога (касается исключительно группы 1 или 2) необходимо указывать виды деятельности в соответствии с КВЭД-2010 (судя по всему, это касается и единоналожников, изменяющих вид деятельности, которые при подаче Заявления для перехода на единый налог использовали КВЭД-2005). Причем с формальной точки зрения это правило распространяется и на предпринимателей, которые были зарегистрированы до 01.01.2012 г., но с IV квартала 2012 года решили перейти на уплату единого налога. В этой связи хотелось бы напомнить, что еще в начале года чиновники настаивали на обязательном применении при подаче Заявлений КВЭД-2010 лишь новосозданными субъектами хозяйствования (см. письмо ГНСУ от 06.01.2012 г. № 432/6/15-2216є), поэтому для разрешения данного вопроса следует подождать следующих разъяснений.

Отказ в выдаче Свидетельства при наличии
налогового долга

В п. 3 подраздела 8 раздела XX НКУ появилось указание, что наличие налогового долга по единому или фиксированному налогу, который возник по итогам февраля 2011 г. (проблема, возникшая в связи с несвоевременным открытием новых счетов для уплаты единого налога, о чем подробнее см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 17, с. 12, 13), а также налогового долга по единому налогу за январь 2012 г. (его образование связано с незаконными требованиями местных советов об округлении сумм единого налога, о чем см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 9, с. 44) не является основанием для отказа в выдаче свидетельства об уплате единого налога. Данные ситуации объединяет то, что в обеих образование налогового долга было вызвано несвоевременными, а порой и незаконными действиями чиновников. Внесенные корректировки несколько исправляют положение дел. При этом предпринимателям, получившим до этого момента отказ в выдаче Свидетельства, напоминаем, что с 01.07.2012 г. изменена формулировка п.п. 298.1.4 НКУ, который до последнего времени позволял налоговикам отказывать в переходе на упрощенную систему налогообложения предпринимателям, которые в течение года уже получили отказ (см. об этом выше).

Распределение входного НДС (по ст. 199 НКУ)



На законодательном уровне закреплена известная «последняя» позиция налоговиков в отношении перерасчета НДС по необоротным активам (соответствующие изменения внесены во второй абзац п. 199.4 НКУ). Так, перерасчет доли использования предстоит проводить по итогам календарного года, а также по результатам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором необоротные активы начали одновременно использоваться в двух видах деятельности (облагаемой и не облагаемой). Прежняя формулировка, напомним, говорила о перерасчете доли использования необоротных активов в налогооблагаемых операциях «по результатам 12, 24 и 36 месяцев их использования», чем вызывала вопросы относительно порядка отсчета такого 12-, 24-, 36-месячного срока. В том числе взгляды на счет его определения менялись и у самих налоговиков, однако последняя версия проводить перерасчет в конце каждого календарного года, на который приходятся 12, 24 и 36 месяц использования необоротных активов (т. е. вместе с годовым перерасчетом по товарам/услугам) - как известно, была представлена в Обобщающей налоговой консультации, утвержденной приказом ГНСУ от 16.02.2012 г.№ 129. Теперь, как видим, аналогичный подход закреплен и в НКУ.
Кроме того, теперь прямо установлено, что под распределение входного НДС и требования ст. 199 НКУ не подпадают операции, предусмотренные п.п. 197.1.28 НКУ (т. е. операции по поставке товаров/услуг в части суммы компенсации на покрытие разницы между фактическими расходами и регулируемыми ценами (тарифом) в виде производственной дотации из бюджета - «льготные» операции, освобожденные от налогообложения). В прошлом, в частности, на возникающих в связи с этим сложностях на примере сферы ЖКХ мы останавливались в статье «Кассовый метод НДС для ЖКХ-операций из п. 187.10 НКУ»//«Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 91. Ведь выходило, что из-за получения «заложенной в цену» льготной дотации и тем самым одновременного осуществления налогоплательщиком облагаемых и необлагаемых операций входной НДС нужно было распределять по правилам ст. 199 НКУ (!). Поэтому внесенные изменения, освобождающие налогоплательщиков, получающих дотации на покрытие разницы в тарифах, от такого НДС-распределения (и разрешающие формировать налоговый кредит в полной сумме) можно только приветствовать.
И еще один новый «льготный» случай, когда распределение НДС по необоротным активам согласно ст. 199 НКУ теперь проводить не нужно - это осуществление операций, оговоренных п. 15 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ (льготируемые до 01.01.2014 г. поставки зерновых и технических культур определенных товарных позиций). По изготовленным/купленным необоротным активам, одновременно используемым в облагаемых и таких льготных «зерновых» операциях, нормы ст. 199 НКУ не применяются. Поэтому весь уплаченный (начисленный) по таким необоротным активам входной НДС включается в налоговый кредит, без какого-либо распределения (новый абзац с такой нормой добавлен в п. 15 подразд. 2 разд. XX «Переходные положения» НКУ).
По-прежнему распределение по правилам ст. 199 НКУ не касается операций по реорганизации предприятия и продаже собственного металлолома (п. 199.6 НКУ).
В расчет бюджетного возмещения можно включать оплаты текущего периода
Дополнение, внесенное в п.п. «а» п. 200.4 НКУ («...фактически уплаченой получателем товаров/услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах...»), отныне разрешает налогоплательщику включать в расчет бюджетного возмещения также и оплаты, совершенные поставщикам или в бюджет (по импортному НДС) в текущем периоде. Прежде, как известно, в расчете возмещаемой суммы могли учитываться только оплаты предыдущих периодов, а вот оплаты текущего периода накопленного отрицательного значения (налогового кредита) в расчет не принимались. Теперь же возможность учитывать «текущие» оплаты позволит быстрее заявлять к возмещению возникающий «минус». О бюджетном возмещении см. также статью «Бюджетное возмещение НДС по Налоговому кодексу»//«Налоги и бухгалтерский учет», 2011, № 21.
Незначительные изменения коснулись автоматического возмещения. В п.п. 200.19.4 НКУ сказано, что критерий по общей сумме расхождений между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами контрагентов будет определяться за предыдущие 3 календарных месяца. Ранее предусматривался еще один период - квартал.

Продажа импортных товаров



Уточнение, внесенное в абзац третий п. 188.1 НКУ, о начислении НДС исходя из договорной (контрактной) стоимости , но не ниже таможенной стоимости при продаже импортных товаров, «ввезених платником», теперь однозначно относит такое требование лишь к импортеру товаров, 

т. е. лицу, непосредственно ввозившему товары, что теперь наконец-то не будет допускать разночтений на этот счет.

 Ведь по задумке, начисляемыми таким образом налоговыми обязательствами в данном случае должен компенсироваться прежний налоговый кредит по ввозному НДС, уплаченному на таможне (что, в свою очередь, может касаться только лишь импортера). 

При всех же последующих цепочках продаж импортных товаров (уже неимпортерами) НДС, очевидно, должен начисляться по общему правилу абзаца первого п. 188.1 НКУ, т. е. исходя из договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен независимо от таможенной стоимости (сведениями о которой, нужно заметить, неимпортеры к тому же и не располагают).

Срок регистрации в ЕРРН - 15 дней



Срок регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных сокращен с 20 до 15 дней (изменения внесены в абзац седьмой п. 201.1 НКУ). Таким образом, теперь зарегистрировать налоговую накладную в ЕРНН нужно успеть в течение 15 календарных дней, следующих за днем ее составления. Напомним, что регистрация НН в ЕРНН важна также и для налогового кредита покупателя (абзац девятый п. 201.1 НКУ).

Что касается «переходных» налоговых накладных, составленных до 01.07.2012 г., то к ним по логике, считаем, должен применяться все же старый 20-дневный срок. Ведь новый сокращенный срок ЕРНН-регистрации вводится с 01.07.2012 г. А значит, в действительности говорить о его соблюдении можно только по отношении к налоговым накладным, составленным после этой даты (во всяком случае, отказывать «невиноватому» налогоплательщику, составившему НН, скажем, 14.06.2011 г. и рассчитывавшему на 20-дневный срок ЕРНН-регистрации, в «июльской» регистрации такой НН - в первых числах после 01.07.2012 г. из-за «законодательного» сокращения срока, полагаем, не должны). Хотя, несомненно, налогоплательщик оградит себя от каких-либо вопросов, если успеет зарегистрировать «переходные» НН в течение 15-дневного срока.

И еще один очень важный момент. Если раньше продавец обязан был выдать покупателю уже зарегистрированную накладную, то теперь можно сразу выдать составленную НН покупателю и только потом ее зарегистрировать в Реестре (изменения в абзац второй п. 201.10 НКУ).

Валютные корректировки



Подкорректированы положения «валютного» п.п. 153.1.4 НКУ. Напомним, операция по приобретению валюты из-за неудачных формулировок этого подпункта вызывала сложности. Так, налоговики считали, что если приобретенная налогоплательщиком иностранная валюта до конца квартала продолжает числиться на его счетах, в состав его расходов или доходов включается положительная или отрицательная разница между суммой гривень, потраченных на приобретение такой иностранной валюты по курсу приобретения, и стоимостью этой валюты по курсу НБУ на конец квартала. Если же приобретенная в отчетном периоде иностранная валюта использована до даты отчетного баланса (т. е. ее покупка и использование состоялись в рамках одного квартала), такая операция по приобретению валюты предприятием вообще не должна отражаться (о некорректности такого подхода см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2012, № 17, с. 24).
Со вступлением в силу Закона № 4834 ситуация должна поменяться. Теперь балансовая стоимость иностранной валюты будет определяться по курсу НБУ либо на дату отчетного баланса, либо на дату осуществления операции в зависимости от того, какая дата наступила позже. Чтобы избежать превратного толкования этой нормы в контексте покупки валюты, сразу выскажем свое мнение: разницу, учитываемую в налоговом учете, следует рассчитывать исходя из курса, по которому приобретена валюта, и курса НБУ на дату приобретения. Насколько нам известно, налоговики в условиях действия Закона № 4834 также придерживаются этой позиции.
Подкорректированы и положения относительно продажи валюты. Напомним: прежняя формулировка этого пункта делала затруднительным порядок определения результата продажи валюты, предполагая разные варианты учета в зависимости от того, до даты отчетного баланса продается валюта или после. Теперь п.п. 153.1.4 НКУ выглядит по-новому: при продаже валюты доход от продажи валюты нужно сравнивать с ее балансовой стоимостью. При этом, как было указано выше, само понятие «балансовой стоимости валюты» в абзаце четвертом п.п. 153.1.4 НКУ сформулировано по-новому. Насколько нам известно, в условиях действия Закона № 4834 налоговики считают, что в налоговом учете следует отражать разницу между доходом от продажи и балансовой стоимостью валюты, определенной по официальному курсу, на дату совершения такой операции.

вторник, 13 ноября 2012 г.

З 1 січня 2013 року запроваджується сплата єдиного внеску одним платіжним дорученням


16 жовтня 2012 року Верховною Радою України прийнято Закон України № 5455-УІ «Про внесення змін до статті 8 Закону України "Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування" щодо сплати єдиного внеску», який набирає чинності з 1 січня 2013 року.
Закон передбачає удосконалення норм Закону України «Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування" та змінює пропорції розподілу єдиного внеску, що дає можливість зменшити кількість платіжних документів, які формуються платником для сплати єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування.
На сьогодні в органах Пенсійного фонду України відкрито 88 рахунків для сплати єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування залежно від категорій платників та класів професійного ризику виробництва, визначених Законом України «Про збір та облік єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування».
Залежно від видів виплат, які нараховуються, один роботодавець нині формує від двох до семи платіжних документів.
Законом України № 5455-УІ змінено розподіл єдиного внеску за видами загальнообов'язкового державного соціального страхування, що дасть можливість роботодавцям сплачувати нарахований єдиний внесок на загальнообов'язкове державне соціальне страхування одним платіжним дорученням. Це відчутно спрощує механізм їхніх розрахунків зі сплати єдиного внеску.
З метою реалізації Закону України № 5455-УІ органами Пенсійного фонду України з 1 січня 2013 року будуть відкриті нові рахунки в органах Державної казначейської служби для зарахування єдиного внеску.